Мечтатель (dreamer_m) wrote,
Мечтатель
dreamer_m

Categories:

Не-коммуникация: почему же мы отвечаем.

Итак, обнаруживается, что не все сказанное/написанное вообще является коммуникативными актами. Тем не менее, в жизни мы видим, что:

- Бормочущему «надо идти спать» полузомби собеседник в комнате пытается отвечать.
- Скомпилированные компьютером «хокку» люди читают и эмоционально на них реагируют.
- На вопль «@#$!” могут, в принципе, обернуться и вполне всерьез спросить «Ты это кому там?» (а не более универсальное «Что случилось?»).
- Все, изданное как «художественная литература», рассматривается как таковая вне зависимости от напечатанного на страницах. Глубокий смысл ищется - и кто-нибудь непременно что-то вычитывает.

Почему все это поведение принимается за попытку коммуникации, а соответствующая речевая продукция - за текст?

Потому что в человеке есть автоматическая, не отменяемая программа: предполагать наличие текста — а следовательно, попытки коммуникации - во всем, что хоть немного на это похоже. Это связано с более общим, не специфически языковым явлением - презумпцией осмысленности. Это одна из основ человеческого механизма понимания: базовая уверенность, что происходящее имеет смысл.

- Из приемника доносится хрипяще-булькающее нечто — а слышащий исходит из того, что это текст, предназначенный для коммуникации (и следовательно, пригодный для понимания).
- В тексте на незнакомом языке человек легко может слышать слова родного языка («Гады в яму с их гитар...») - поскольку автоматически предполагает то же самое и сразу ищет «понятные» элементы.
- Маленький ребенок доречевого возраста реагирует на любые похожие на речь человеческие звуки - и автоматически рассматривает их как попытку речевой коммуникации, ища связи между услышанным и происходящим.
- Человек, которому заранее сказали, что показываемый «текст» написан шизофреником, все равно первым делом будет пытаться его понять как осмысленный текст.
- Псиьемнный тескт, в ктроом преепуатна пооливна бкув, будет довольно легко прочитан и понят.

И эти попытки вычленить знакомое и обнаружить смысл в услышанном/прочитанном начинаются сразу, при поступлении первой же подходящей информации. Раньше, чем есть шанс дослушать/дочитать до конца. Раньше, чем сознание успевает в принципе включиться и начать реагировать. Даже раньше, чем человек поймёт, что он что-то и откуда-то слышит.

Это встроенное, оно не выключается.

Следствий у этого множество.

Все люди, любых талантов и способностей, кроме случаев действительно тяжелых отклонений в развитии, осваивают родной язык. Человек будет пытаться понять текст на любом языке, любой длины и качества. Даже если точно не может. Он будет пытаться услышать текст при любом количестве помех, увидеть «текст» в любом почерке и шрифте. Он будет искать смысл (коммуникативное содержание, информацию) даже в случайно сгенерированном сочетании языковых элементов. И так далее.

Потом, с заметным запаздыванием, человек может включить сознание и вычислить, что столкнулся он с чем-то не тем. Может даже сообразить, с чем. Но это уже как раз опционально и происходит позже.

Человек исходит из того, что все, похожее на языковую коммуникацию, ею является и имеет смысл.

В бессмыслицу он не верит.
Tags: коммуникативный акт, лингвистика для нелингвистов
Subscribe

  • Ласт-Хоуп, дубль 2

    Питерцы! Повторяю попытку набрать игроков, на сей раз подчёркиваю жанр: детектив, социальная драма. Автор сюжета приключения - Анастасия Гастева…

  • А в это время в Гнальгу

    Вожу по Мивролду команду, отправившуюся к Инаргу и его мёртвым воинам в Гнальгу. Первоначальная цель похода - добыть-украсть и вернуть на родину…

  • Питерцам

    Набираю новую группу игроков, хочу провести миникампанию (вероятно, встреч 10) по Deadlands. "Мёртвые Земли", Аризона, техасский рейнджер с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Ласт-Хоуп, дубль 2

    Питерцы! Повторяю попытку набрать игроков, на сей раз подчёркиваю жанр: детектив, социальная драма. Автор сюжета приключения - Анастасия Гастева…

  • А в это время в Гнальгу

    Вожу по Мивролду команду, отправившуюся к Инаргу и его мёртвым воинам в Гнальгу. Первоначальная цель похода - добыть-украсть и вернуть на родину…

  • Питерцам

    Набираю новую группу игроков, хочу провести миникампанию (вероятно, встреч 10) по Deadlands. "Мёртвые Земли", Аризона, техасский рейнджер с…