Мечтатель (dreamer_m) wrote,
Мечтатель
dreamer_m

Categories:

Референция: в масштабах текста.

А теперь посмотрим, что происходит с референтным употреблением слова в тексте.
В связном и цельном тексте мы имеем единое «текстовое информационное пространство» - и это значит, что коль скоро референт есть, то ввести «как новый» его надо только один раз. Все остальные «ссылки» на него будут уже известными. Один раз сказать: Вчера одна моя одноклассница звонила... - и всё, далее по всему тексту это будет определённое, известное лицо. При этом формально все эти слова могут быть разными - "она", "Танька", "эта блондинка", но будут иметь общего референта, УЖЕ определенного и известного в пределах текста.

Это напрямую опирается на механизм связности текста и принцип подачи новой информации в тексте. В каждом предложении содержится нечто уже известное и нечто новое, неизвестное. «Одна моя одноклассница звонила» целиком является этой самой новой информацией. Да, факт существования одноклассницы в неё входит на общих правах.

При этом дважды ввести одного референта как нового в рамках одного текста мы не можем. Как только мы сообщаем какую-то новую информацию — оп-па, она становится известной. И когда мы далее говорим: ...Её Таня зовут, новой информацией является только «Таня зовут», а вот слово «её», формально ранее не встречавшееся, относится к зоне уже известного. К уже введённому, а значит - определенному референту (с точки зрения языка, если во что-то уже «ткнули пальцем», то оно определенно). При этом слово «её»:

- кореферентно слову «одноклассница»
- состоит со словом одноклассница в анафорических отношениях
- формирует при помощи этих отношений саму текстовую связность.
Вот мы и привязали разговор о референции ко всему тому, что ранее говорилось о связности текста по соответствующему тэгу.

Это была булочка, теперь пойдёт изюм. Я хочу остановиться на особом приёме, специфичном преимущественно для художественной литературы. Суть его состоит в том, что новые участники текста — персонажи, предметы, места - вводятся в нём в самом начале так, как если бы они УЖЕ были известны читателю. Без применения средств неопределенной референции.

Город купался в дожде вторые сутки.

Это из пролога романа. Самая первая фраза текста. «Город» в ней подан как известное, всё остальное о нём — как неизвестное. Но что это за город? Какой, где? Это же самая первая страница, когда мы могли о нём успеть поговорить?.. Читатель при этом оказывается в положении человека, который пришёл в чужой разговор на самой середине и срочно пытается сориентироваться, о чём же вообще речь и что без него уже успели обсудить.

Бабка Шула ушла на небесные дороги ночью...

Это тоже первая фраза романа, только другого. Если вы не опознали текст, у вас нет никакого способа угадать, «положено» ли вам знать, кто такая бабка Шула и не является ли роман продолжением какого-нибудь другого романа, где это персонаж был введён. Может был, может не был - но персонаж подаётся как известное лицо.

Типичный современный художественный текст чаще всего НЕ имеет начала, специального пространства для знакомства читателя. Читатель вбрасывается сразу в середину событий, ему приходится самостоятельно достраивать экспозицию из недоговорённого, но вшитого в текст благодаря вот этой первоначальной «определённости» персонажей, явлений и мест, где происходит действие. И он достраивает, куда ж он денется.

P.S. Кажется, стоит дать простой ориентир по распределению в предложении «данного» и «нового». Если нет специальных слов или интонационных средств, выделяющих что-то в качестве «нового», то известное располагается в начале предложения (не далее предиката, обычно глагола), а неизвестное - в конце. При этом «известное» на формальном уровне может быть равно нулю, а неизвестное — не может. Вот так всё просто.
Tags: лингвистика для нелингвистов, референция, связность текста
Subscribe

  • Живущие в сказке

    Набрав базовый первый уровень и обзаведясь для начала беспонтовыми дешёвыми ковырлами, приключенцы отправились качаться на гоблинах. Гоблинов, благо,…

  • Плавновые работы в жж

    Скоро уже примета будет: если внезапно объявлены скоропостижные "плановые" работы в жж - срочно проверьте новости. Не грядут ли этим вечером народные…

  • И кстати, перепостовое

    Я с этим постом чуть выждала - вдруг компания, о которой идёт речь, перестанет наглеть? По последним данным - они не перестали. Ну, значит перепост:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Живущие в сказке

    Набрав базовый первый уровень и обзаведясь для начала беспонтовыми дешёвыми ковырлами, приключенцы отправились качаться на гоблинах. Гоблинов, благо,…

  • Плавновые работы в жж

    Скоро уже примета будет: если внезапно объявлены скоропостижные "плановые" работы в жж - срочно проверьте новости. Не грядут ли этим вечером народные…

  • И кстати, перепостовое

    Я с этим постом чуть выждала - вдруг компания, о которой идёт речь, перестанет наглеть? По последним данным - они не перестали. Ну, значит перепост:…