Мечтатель (dreamer_m) wrote,
Мечтатель
dreamer_m

Categories:

Скрытые знания: ещё один разбор диалога.

А теперь используем информацию из трёх последних постов на эту тему для анализа одного простой коммуникативной ситуации. Здесь показывается, как люди выучиваются «предугадывать» на несколько шагов вперёд – и что из этого может выйти.

Есть семья Икс, с мамой и деткой. Предположим, есть обычный для этой семьи вариант начала диалога.Мама – детке:
- Ты будешь мыть посуду?

По формальным критериям это вопрос общего типа, допускающий ответы утвердительные или отрицательные. И фактически установилась в семье следующая последовательность: если детка говорит «да», то она идёт и моет эту посуду. Если говорит «нет», то мама или пытается свалить задачу на кого-то ещё, или моет посуду сама. или позволяет ей копиться в раковине, пока кому-нибудь не надоест. В общем, варианты есть.
Соответственно, к тому моменту, как детка вырастает, она твердо уверена, что «Ты будешь мыть посуду?» - это нормальный вопрос, на который можно ответить по-разному, и в любом случае получится нормальный диалог.

Теперь берем семью Игрек, тоже с мамой и деткой. У них тоже бывают диалоги, начинающиеся с маминого «Ты будешь мыть посуду?», где в случае ответа «да» детка тоже идёт мыть посуду. А вот в случае ответ «нет» мама выдает одно из следующих продолжений разговора:

- А ну немедленно мыть иди, кому сказали!!! (это приказ, он обычно выдаётся в сочетании с невербальными сигналами нападения давления, «кому сказали» - идиома, обычно явным образом идентифицирующая грубый приказ-давление)
или
- Я тебе вообще запрещу за компьютером сидеть! (это, как мы разбирали в предыдущем посте, угроза - сообщение о неприятностях, которые говорящий намерен устроить слушающему).

В обоих случаях детка Игрек обнаруживает, что в случае ответа «нет» на неё нападают. Пытаются заставить прямым давлением или угрозой. С большими шансами она быстро выучивается никогда не говорить «нет» на вопрос «Ты будешь мыть посуду?» - она выучила, что данная последовательность в диалоге для него опасна. Возможно, она начнёт ВСЕГДА отвечать на вопрос «да» и идти мыть посуду, как бы она ни была занята, больна, устала и так далее. Это всё - уровень дрессировки, а вовсе не языковые тонкости: детка никогда не отвечает «нет» и говорит «да», просто пытаясь обеспечить собственную безопасность. От нападающей мамы.
Она может и продолжать говорить «нет», и тогда перед каждым этим «нет» она готовится так или иначе защищаться (например, крича и ругаясь в ответ). Но главное: распознавать ситуацию как проблемную-опасную детка будет уже на фразе «Ты будешь мыть посуду?» - ибо дальше, после этой фразы, всё очень предсказуемо. И детка предсказывает на две реплики вперёд.

А теперь выращиваем выбранных деток и отправляем на общую кухню. Икс привычно спрашивает: «Ты будешь мыть посуду?» - и Игрек бросает всё и обреченно идёт мыть ненавистные проклятые тарелки. Или ругается. Или сообщает о своей ненависти к тарелкам вообще и Икс в частности. То есть ведет себя так, как если бы Икс только что на Игрек напала. Икс, скорее всего, удивится очень сильно…

Если спросить Икс о происшедшем, то она скажет, что просто спросила.
Если спросить Игрек о происшедшем, то она скажет, что Икс пыталась её «заставить мыть посуду».
Диктофонная запись покажет, что произнесён был только вполне нейтральный общий вопрос.

Только (!) скрытые знания Игрек дают ей информацию о том, что такая фраза – начало нападения. Она узнавала о нападении за две реплики до ожидаемой атаки - и сразу переходила в авральный режим. Эти скрытые знания прекрасно работали с мамой и с любым, кто вёл себя также. Но они бесполезны в общении с Икс. Икс вообще не атакует!

В сущности, Игрек определила коммуникативную цель НЕ того вопроса, который ей задали. Она «услышала» следующую реплику у себя в голове и определила *её* коммуникативную цель (кстати, правильно определила). Ей просто не повезло на собеседника с другими скрытыми знаниями, который не знает «правильного» продолжения диалога и не кладёт туда ожидаемую коммуникативную цель.

Вероятно, этот разбор может вам помочь со многими случаями, когда формальном уровне получается одно, но «мы-то понимаем, что имеется в виду другое!». В таких случаях стоит попытаться продолжить диалог до того места - оно обычно очень недалеко – где появляется соответствующая коммуникативная цель. Не ищите её в первоначальной реплике, не пытайтесь выловить там, куда её не клали. Прослушайте знакомый диалог у себя в голове.
А потом можно высунуться во внешний мир и поинтересоваться, так ли продолжается ваш *текущий* диалог. Вдруг окажется, что собеседник про ваши скрытые знания впервые слышит?
Tags: коммуникативный акт, лингвистика для нелингвистов
Subscribe

  • История одного текста

    «Король Тумана» приходил ко мне дважды. В первый раз я записывала наброски о приключениях Авэйна Морской Волны в стране, выбравшей туман, в старших…

  • Последний подарок-2

    С вершины далёкой горы, с золотого трона смотрел Владыка Демонов, Смотрел сквозь чистое небо за реку, за холмы и поля, на самую кромку надвигающегося…

  • Последний подарок-1

    Вышел из Древнего Дома Король Тумана, с мёртвой искрией в короне из тонкого и тёмного металла. Сопровождали его фионты и люди Оллада; на каждого…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments