Мечтатель (dreamer_m) wrote,
Мечтатель
dreamer_m

Categories:

Коннотации: нужные и важные

Коннотации являются помехой везде, где нужна точность и однозначность определений. Но они оказываются незаменимой ценностью в целой огромной категории текстов, где яркость впечатления от информации важнее точности. Первое место здесь уверенно займёт художественная литература, второе – публицистика (а третье, пожалуй,реклама, но о ней не здесь и не сейчас).


Со публицистикой, впрочем, не всё просто, поскольку точность подачи информации в ней также является во многих случаях как минимум желательной. Однако яркость впечатления напрямую влияет на то, сколько и какого качества внимания привлечёт информация. В результате публицистика колеблется между крайностями внятного и точного изложения с одной стороны - и яркого, привлекающего внимание текста, с другой.

Фраза из новостей "Повреждены все шесть энергоблоков АЭС «Фукусима-1»" вполне мог бы появиться и в чисто техническом тексте или отчёте: только информация по делу, без оценочности или эмоциональности. Зато новость "В Японии начинается ядерная катастрофа" явным образом использует эмоционально-маркированное (т.е. с сильными коннотациями) слово ‘катастрофа’ - а в сочетании со словом «ядерная» оно даёт очень характерную и яркую отсылку ко всему тому тревожному интертексту на соответствующую тему, который копится в человеческом информационном пространстве уже более полувека. Первый текст привлечёт внимание преимущественно тех, кто заинтересован в знании подробностей и фактов; второй привлекает внимание практически чьё угодно и требует меньше усилий для запоминания и усвоения (о причинах этого говорилось здесь - http://dreamer-m.livejournal.com/196942.html#cutid1).

Художественная литература изначально, своей природой, снимает вопрос фактологической точности - и занимается только коннотациями. "Мороз и солнце; день чудесный!" не является сводкой погоды, эти слова нашли своё место в стихах лишь потому, что мороз, солнце и многое другое, о чём говорится дальше, сами по себе имеют некие важные коннотационные компоненты. А их сочетание и даёт некий трудноопределимый коктейль из образов, насыщенных эмоциями, оценками и отсылками к следующим образам - ради вкуса которого, собственно, эти тексты впоследствии читаются.

Все претензии по поводу «фактических» и «технических» ошибок в исторических или научно-фантастических романах связаны, по сути своей, с неудачным сочетанием коннотаций. Причём чаще всего – неудачных только с точки зрения части читателей, у которых достаточно «скрытых знаний» для обнаружения этой неудачности. Если у автора появилась картошка в повествовании о Древней Греции, то читатель может расфыркаться, но вовсе не потому, что картошки в Древней Греции на самом деле не было. Нет, отреагирует он на это «странное сочетание отсылок», только если ЗНАЕТ, что картошку в те времена в те края ещё не завезли, и для него это несовместимые «исторические отсылки». В противном же случае он может счесть, что всё нормально - никакой внутренней, структурной несочетаемости образов Тесея и жареной картошки он не почувствует.

Художественная литература может сама порождать новые элементы языка, состоящие только из коннотаций, без всяких определений: элементы, состоящие только из контекста художественного произведения (плюс грамматики). Так построены «Лингвистические сказки» Людмилы Петрушевской (http://lib.ru/PROZA/PETRUSHEWSKAYA/butyawka.txt); того же происхождения – гнуры и кыжма из «Сказок ракров» этого журнала. Вопрос «кто такие Калуша и гнуры» для художественного текста не слишком актуален: коннотаций может быть вполне достаточно для построения целого произведения.
Tags: лингвистика для нелингвистов, три "К"
Subscribe

  • Об апокалипсисах

    От пандемии до Камчатки. В продолжение разговора, начатого в другом журнале. Когда постхристианское общество (на самом деле, всё талмудическое и…

  • Внезапно вопрос

    Сабж. Что может быть, по-вашему, антонимом к слову "эскапист"? (И может ли что-либо им быть, разумеется) This entry was originally posted at…

  • Цари и бунтари

    Итак, когда мы говорим о «социальном» поднятии личной значимости для героя книги, фильма или игры, мы всегда говорим о стягивании фокуса внимания и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments