Мечтатель (dreamer_m) wrote,
Мечтатель
dreamer_m

Categories:

Кодифицированная норма: применение в стратегических масштабах

Продолжаем разговор, начатый двумя предыдущими постами с тем же тэгом. Итак, некая часть общества формирует кодифицированную норму и делает следование ей источником плюшек.

Простой и немудрящий вывод: освоить эту норму и пользоваться ею оказывается в дальнейшем для человека выгодно. Учиться - выгодно, потом будут плюшки!

Вуаля – многие, кто может и хочет себе вот эту конкретную социально-материальную выгоду, идут учиться. И подстраиваются к кодифицированной норме, и вливаются в общность «культурных людей». И деньги за такое образование платят (потому что ресурс же, и ценный).

Теперь делаем финт ушами: меняем радикально социальную структуру общества и вводим обязательное бесплатное образование. Вводим его для всех, с максимально доступным равенством возможностей - это же такая прекрасная идея. (Тут мы вышли на тему, к языку отношения имеющую очень относительное, но зато связанную с вечнофлэймовой в ЖЖ темой: образование.) Образование в выбранном нами варианте истории будет вестись на кодифицированном нормированном языке - для всех и непременно, вне зависимости от их желания и вне зависимости от того, какой язык/диалект/социолект для этих людей на самом деле родной. Соответственно, кодификаторами при этом будут выступать государство и научно-образовательная система вместе (проще, конечно, если последняя будет при этом бюджетная, тогда не будет возникать существенных споров). И преподаваться кодифицированная норма будет с последовательным припевом:

«Если ты говоришь/пишешь в соответствии с вот ЭТОЙ нормой, то ты качественный и тебе найдётся вкусное место в социуме».
«Если ты говоришь/пишешь НЕ в соответствии с ЭТОЙ нормой, то ты некачественный и в социуме тебе место на дне».

Продержим общество в таком режиме некоторое время, чтобы схема стала привычной, из разряда «всегда так было». При этом помним, что стихийные-то нормы меняться будут, и чем дольше мы системы держим, тем менее «родным» будет предлагаемый кодифицированный язык для тех, кому он хотя бы в принципе мог быть родным. Получаем ситуацию, когда оказывается необходимым осваивать некий совершенно особый языковой навык - в образовательном учреждении и по правильным книжкам – только для того, чтобы избежать социальной стигматизации. Или не освоить этот навык - и НЕ избежать стигматизации, после чего как-то дальше жить со знанием того, что ты – НЕ «культурный человек» и твоё место на обочине. И задачку эту решают не отдельные люди, а сразу целые поколения. Потому что образование всеобщее и обязательное.

После чего произведём ещё один радикальный социальный перетрях: уберём из этой схемы сыр, полагающийся за соответствие норме. То есть:

- Либо государство плюёт на кодифицированную норму и начинает распределять сыр по иным признакам. Например, никого больше напрочь не волнует, как именно изъясняется с трибуны высокопоставленное лицо и угадал ли падежи корректор-редактор центральной государственной газеты.
- Либо государство теряет техническую возможность распределять сыр, поскольку сыр ушёл в частный сектор. А в частном секторе – в нашей истории - окопались те, кто по имеющемуся опыту уже сделал вывод, что они - не культурные люди. И занялись они не доведением себя до соответствия кодифицированной норме, а какими-то другими делами. Торговлей джинсами, например, или копчением рыбы. В этих занятиях они до некоторой степени преуспели, за счёт чего и составили тот самый частный сектор, в котором есть сыр.

В системе образования при этом в плане отношения к языку и к норме ничего пока не меняем: учат такие же люди, той же норме, теми же методами. А задаём себе вопросы:

- В каком положении окажется при этом тот, кто кодифицированную норму освоил, «культурным человеком» стал и требованиям соответствует? К каким он может придти выводам, как может начать себя вести?
- В каком положении при этом окажется следующее поколение, наблюдающее получившуюся красоту? К каким оно может придти выводам, как может начать себя вести?
Ответы получатся довольно длинными, я их перенесу на ближайшие посты.
Tags: лингвистика для нелингвистов, норма
Subscribe

  • История Шенез из Махвиристана

    Разговор, который мог случиться между инспектором Ведвитом и Скульд Ненашней ближе к концу киэлесткинских историй. А мог и не случиться, потому что…

  • Про Киэлесткин

    Спасибо всем, кто читал и комментариями поддерживал этот долгострой. Необычайно медленный текст для меня вышел, учитывая, что писала я его аж с 2014…

  • Откуда берутся демоны-10

    - Что, опять не собрались наши молодые этнопрактики? – Скириэн обнаружила Ведвита одного. - Не, всем не до того. Думаю, можно уже больше не ждать.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments

  • История Шенез из Махвиристана

    Разговор, который мог случиться между инспектором Ведвитом и Скульд Ненашней ближе к концу киэлесткинских историй. А мог и не случиться, потому что…

  • Про Киэлесткин

    Спасибо всем, кто читал и комментариями поддерживал этот долгострой. Необычайно медленный текст для меня вышел, учитывая, что писала я его аж с 2014…

  • Откуда берутся демоны-10

    - Что, опять не собрались наши молодые этнопрактики? – Скириэн обнаружила Ведвита одного. - Не, всем не до того. Думаю, можно уже больше не ждать.…