Мечтатель (dreamer_m) wrote,
Мечтатель
dreamer_m

Category:

О врожденном и социальном.

Судя по тредам в предыдущем посте о языковой норме, нужны кое-какие пояснения.

Язык – конкретный язык (с его вполне конкретной грамматикой, словарём, с конкретными нормами) - врожденным для человека не является.
Врожденной является способность осваивать языки. Любые. И любые их диалекты и социолекты - что предъявит в качестве «нормы» ребёнку окружение, то он и будет осваивать.
И ребёнок будет считать нормальным, очевидным и естественным всё, что ему предъявит среда. Взрослые тоже далеко не все и не всегда корректируют эти представления. «Говорить по-русски – это просто, как дышать».

Отсюда растут представления о «языковом чутье» как врождённой особенности, о «врождённой грамотности», о том, что обнаруживать отклонения от языковой нормы – это как слышать музыкальный диссонанс: слышать нечто, что для всех должно бы звучать одинаково фальшиво - кроме тех, кому медведь на ухо наступил.

Но языковая норма – это вовсе не музыкальная гармония. Её строй меняется неостановимо и довольно быстро; кодификация этот процесс хоть и тормозит, но не останавливает. Она своя для каждого монастыря и для каждой избушки. Родившиеся в разных местах будут осваивать разную стихийную норму. А когда они встретятся, каждый либо своевременно признает во встречном чужого, либо будет убеждён, что этот встречный свой - просто фальшивит.

Вся эта языковая интуиция, всё это чутьё основано на имеющемся у человека социальном опыте. Какой опыт, такое и чутьё. Один внимателен к коннотационным различиям между «красиво» и «прекрасно», другой – между «чувихой» и «тёлкой». И все реакции, все слова, все действия, которые можно наблюдать на примере человека (хотя бы и себя), у которого сработало «чутьё» при отклонении от нормы - это всё его выводы из личного социального опыта. Это его текущие представления о том, что можно чувствовать-говорить-делать, столкнувшись с чем-то, выбивающимся из рутины
Tags: лингвистика для нелингвистов, норма
Subscribe

  • Дэнжи и дети, часть 10 и последняя

    12-13 лет. Этот пост последний в цикле об играх. Потому что с этого момента, внезапно - всё. Они такие же, как и взрослые. После всего, что было так…

  • Дэнжи и дети, часть 9

    Ещё о детях 10-11 лет. Итак, играть в ролёвки они уже сами начали. Поскольку принцип Сэга им уже интуитивно понятен, у них появились первые…

  • Дэнжи и дети, часть 8

    Дети 10-11 лет, продолжение О самостоятельности и принятии решений Когда взрослые ждут, что ребёнок станет самостоятельнее, они обычно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • Дэнжи и дети, часть 10 и последняя

    12-13 лет. Этот пост последний в цикле об играх. Потому что с этого момента, внезапно - всё. Они такие же, как и взрослые. После всего, что было так…

  • Дэнжи и дети, часть 9

    Ещё о детях 10-11 лет. Итак, играть в ролёвки они уже сами начали. Поскольку принцип Сэга им уже интуитивно понятен, у них появились первые…

  • Дэнжи и дети, часть 8

    Дети 10-11 лет, продолжение О самостоятельности и принятии решений Когда взрослые ждут, что ребёнок станет самостоятельнее, они обычно…