Мечтатель (dreamer_m) wrote,
Мечтатель
dreamer_m

Category:

Что такое "я учусь", в короткометражках.

Оставим в покое пока детей, а тем более - обучение их чтению до освоения родного языка (и ЧТО при этом называют чтением). Оставим в покое также тех взрослых, которых на модные тренинги или немодные курсы повышения квалификации гонит взбрыкнувшее начальство или ещё с советских времён сохранившиеся регламенты. Возьмём самый-самый простой, чистый случай: вот у нас есть взрослый человек, вот он решил, что ему что-то в жизни нового надо - и вот он сам пошёл куда-нибудь на тренинг или на семинар. За свои же, как правило, деньги.

У этого человека есть сильно больше одного способа повести себя в ситуации "я учусь".


1. «Так, препод, мне тут надо эйфелеву башню быстренько построить, у тебя есть инструмент и метод под это? Вот эта штука, которой ты учишь - она годится? Я вот так и вот так её прилаживаю - не работает! С модификациями надо, говоришь? А какими? Ага, вот так уже прилаживается… Так, сейчас я эту штуку соберу.»

2. «Да я собственно, не знаю, куда я с этим инструментом, но у вас тут просто что-то то блестит и с музычкой, так что я зашёл посмотреть. Ы, какая штука! Что, говорите, вы с ней делаете? Какое странно занятие! Мне оно нафиг не надо, но дайте, я тоже поиграть хочу… Прикольно как. А ведь можно с этим ещё и вот так, и вот так - о, кстати, а ещё этим методом можно привинчивать и прикручивать. Кстати, у меня ж неприкрученная полочка в ванне! Вот я сейчас её и прикручу».

Оба этих подхода, при всё очевидном различии, имеют важную общую черту: человек действительно добывает себе какой-то инструмент-навык и потом как-то прикладывает его к своей жизни. Кто к Эйфелевой башне, кто к полочке в ванне.

Но есть же и другие способы проносить себя сквозь ситуацию обучения!

3. «А как правильно делать задания? А как правильнее – вот так или вот так? А дайте мне ещё больше заданий на потренироваться! Так, тут наверняка подробнее надо, так мало быть не может. А вот так правильно получилось?» (далее обучающийся выполняет пятилетку в три года, максимизируя нагрузку, потом обычно либо просит ещё, либо падает)

4. «Ой, это сложно, у меня ничего не получится. Ой! Упс! Бряк! Ну вот, у меня опять ничего не получилось. А можно мне какое-нибудь задание попроще, чтобы у меня получалось? Ой, а вот об это я испорчусь. И об это я тоже испорчусь. А вот об это не испорчусь, замечательно! Упс! Бряк! У меня опять ничего не получилось, это слишком сложно!»

5. «…» (Глухое молчание с задней парты. Учащийся замирает и не подаёт признаков жизни. Инструменты и навыки руками не трогает).

Все три последних подхода, при их кажущемся различии, имеют одну чёткую общую черту: они в принципе не предполагают освоения навыка, применимого в жизни, за пределами ситуации обучения. Все три подхода оказываются способами проживать дискомфортную ситуацию, от которой человек так или иначе пытается избавиться - победив ли ситуацию лихим кавалерийским наскоком, замерев ли в позе «лежачего не бьют», укрывшись ли в бункере. Быстро получить пятёрку или быстро получить двойку - это в равной степени способ получить сюжетную концовку «и тут от меня отстали».
Но какое же отношение это поведение имеет к семинарам и тренингам, где никто не ставит оценок и, в сущности, даже не пристаёт? Или даже так: в какой такой ситуации ощущают себя/находятся те, кто использует любой из трёх последних подходов? В какой ситуации эти подходы экологичны и адекватны?

Вот про эту ситуацию в следующем посте я и буду рассказывать.

This entry was originally posted at http://yutaku.dreamwidth.org/319506.html. Please comment there using OpenID.
Tags: обучение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →