Мечтатель (dreamer_m) wrote,
Мечтатель
dreamer_m

Categories:

Что мешает переходу

И последний пост серии – по крайней мере, планово последний, в котором вокруг общего стержня я наконец-то собираю темы предыдущих постов по тэгу.

Если отложить все случаи, когда некий человек вообще умеет/может/хочет играть только в один уровень игры (неважно, почему именно) и рассмотреть только тех игроков и ДМов, у которых «по-разному бывает» - тут они отрастают до стратегии, тут затыкаются на какой-то предыдущей стадии - то обнаружатся несколько влияющих на развитие игры параметров.



- стратегическая часть игры обычно доступнее в тех мирах, где персонажи игроков и все прочие живут и развиваются примерно по одному набору правил, желательно прозрачному для самих игроков. Чем больше на ранних этапах игры ДМских натяжек вида «а этому магу мы выдадим уникальное заклинание, потому что по сюжету надо» или «а на то, откуда у монстров были эти золото и шмотки, мы вообще забьём» - тем меньше подойдёт этому миру ЛЮБАЯ стратегическая модель, которую ДМ попытается применить. Рояли шибко торчать будут. В идеале, игровой мир должен жить в соответствии со стратегической моделью ещё до того, как игроки в нём накидаются.

- к моменту вхождения в стратегическую фазу персонажи игроков уже собрали некоторое количество плюшек и шишек, позволяющих им определить, что в мире работает, а что нет - и убедиться, что в мире есть некая устойчивая и сколько-нибудь предсказуемая система получения результатов из действий. Чем больше спасительных роялей встречается в первом режиме игры и чем больше выданных извне квестов, гарантированно выполнимых, а также рельсовых решений во втором - тем меньше в этом мире работает планирование и тем меньше имеет смысла слово «ответственность». Игроки такие особенности мира замечают; кто-то скучает и бросает игру, кто-то останется, но вразнос пойти может. Честно отыгрываемые неписи, кстати, тоже могут быть в курсе того, «как именно у нас становятся двадцатыми», и на их поведение это будет влиять.

- в прямой связи с первыми двумя пунктами, но не только с ними: чем больше ДМ в течение первых двух фаз напрямую вмешивался в ситуацию (на стороне игроков или против – лишь бы между действием и последствиями стоял рояль), и чем чаще игроки внеигровыми способами махинировали, чтобы проскочить стенку, о которую явно уже убились - тем сложнее игрокам внутренне «поверить», что они правда прошли предыдущую фазу и могут переходить к следующей. Авторизация результата при этом затруднена - и пресловутый fun от игры, удивительное дело, падает под плинтус и там лежит, обвешанный артефактами и крутыми спецспособностями до полной неподъёмности. Если игрок внутренне чует, что его персонаж на самом деле «не выжил», то толку ему с короны?.. Вообще, чем больше внешнего вливания ресурса в ситуацию для обеспечения «желательного» эффекта, тем больше шансов, что игрок окажется в результате неспособен определить, справился он с задачей или провалил её - и как же повлияли его собственные игровые выборы на его ситуацию.

Разумеется, есть и технические детали - например, пересчитываемость стратегической и тактической моделей друг в друга (обычная проблема игр, где стратегию приклеивают криво и наспех к насквозь кривой тактической модели, и схемы не стыкуются). Но эту техническую часть ДМы пишут по-разному, и оно всё работает, пока принципиальная возможность трёхуровневой игры сохраняется. А сохраняется она, пока выборы игрока имеют последствия в игровом мире. Несмотря на стотысяч изворотливых способов, которые ДМы и игроки придумывают, спасая свои представления о прекрасном и правильном… и разваливая игру.

Игру можно не разваливать. Обычно, правда, для этого приходится перестать её спасать.



P.S. Все совпадения описанных игровых раскладов с внеигровым человеческим поведением совершенно не случайны, а вовсе даже закономерны. Люди умеют играть только в то, что знают по жизни.

This entry was originally posted at http://yutaku.dreamwidth.org/353632.html. Please comment there using OpenID.
Tags: игры-в-которые-играют-люди
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments