Мечтатель (dreamer_m) wrote,
Мечтатель
dreamer_m

Category:

Архетип в сказочном сюжете

Начну с определения, потому что слово «сказка» обросло коннотациями всяко не меньше, чем слова «архетип» или «имидж».

Сказкой в этой серии постов я буду называть любое художественное произведение, содержащее в себе чётко выраженный сюжет , а также понятные читателю указания на то, что участники сюжета, его предметы и/или места действия не относятся к обыденности этого читателя (а относятся к специальному «сказочному пространству»).

Такое определение отличает сказку от, например, того вида мифа, который является «объяснялкой» для реалий, вполне знакомых читателям, а также от басни/дидактического текста, который имеет подчёркнутую «мораль», приоритетную по отношению к сюжетному содержанию. Оно также исключает из рассмотрения реалистическую художественную прозу - по крайней мере, до того момента, когда она устаревает становится произведением о странном мире предков, незнакомом его потомкам, после чего такое произведение уже может работать для них «сказкой». Определение исключает также все тексты, не образующие связной сюжетной последовательности – обычное дело для лирики или постмодерна, а также для описательных фольклорных текстов, вроде баек о стране Кокань. Зато включает на общих основаниях, например, спектакли и балеты, многие художественные фильмы и мультфильмы. Изрядная часть «героического» эпоса тоже оказывается коллекцией сказок, пусть и не волшебных. Мало того, художественные (псевдо)исторические книги и фильмы тоже уверенно распознаются современным человеком как сказка.

Устранённость из обыденности делает сказку подчёркнуто неприменимой для целей хозяйственно-технического описания мира. Если в сказке плавают на льдинах говорящие мамонты, а кот, надев сапоги, начинает указывать крестьянам, что говорить королю – это не значит, что в обыденности есть мамонты и коты, способные на такое. Сказка не об этом: она показывает (не объясняет, не учит, а показывает) специальное человеческое поведение для определённых значимых жизненных ситуаций, самых разных, не прибитых ни к конкретному соседу дяде Васе, ни даже к соседней деревне, зато эмоционально «похожих» для читателя-слушателя на сказочные. Не фокусируясь сейчас на том, как именно человек по жизни определяет, что он вовсе даже не в интернете, а в лесу и в красной шапочке, и только что встретил Серого волка, укажу основное: узнаёт он это через знакомые ему шаблоны ролевых взаимодействий. И это имеет уже самое прямое отношение к рассматриваемой к теме архетипов как пакетов ролей и впрямую подводит нас к тому факту, что в сказках мы увидим множество не замаскированных обыденностью архетипических персонажей.

То, что в сказках имена (а также возраст, пол, форма морды и даже биологическая принадлежность - вы слышали о том, что на месте Машеньки в сказке о трёх медведях случалось когда-то бывать лисе? Так вот теперь слышали!) персонажей легко заменимы - это не ошибки пересказчиков и не неточности. Сказочный герой тем и ценен для носителей культуры, что в его ситуации можно быть с разным лицом и именем, дома или в поле, среди царей и среди нищих. И бытовые аналоги сказочных действий можно производить, пока интуиция позволяет опознавать «сказочные» ситуации в своей жизни.

Если в какой-то группе сказок с однотипными сюжетными ходами на одном и том же месте выступает то царь, то купец - это однозначно показывает, что царь и купец относятся в данном сюжете к одному архетипу, к одному ролевому пакету. И если в жизни подставить на это место директора фирмы, то сказка может пойти очень даже гладко.

Итак, в сказке пространство обычно подчёркнуто «не наше», а персонажи меняют имена и маски с необычайной лёгкостью. Что остаётся неизменным? Как правило, неизменным оказывается ядро задачи/проблемы, которая в начале сказки настаёт на героя, его способы действия при столкновении с этой задачей или проблемой - и конечная ситуация, по которой герой может определить, что эта конкретная его сказка завершилась.

Вот об этих-то задачах и связанных с ними способах действия мы и будем дальше говорить.

This entry was originally posted at http://yutaku.dreamwidth.org/354032.html. Please comment there using OpenID.
Tags: 3 кг яблок от гесперид
Subscribe

  • Дэнжи и дети, часть 10 и последняя

    12-13 лет. Этот пост последний в цикле об играх. Потому что с этого момента, внезапно - всё. Они такие же, как и взрослые. После всего, что было так…

  • Дэнжи и дети, часть 9

    Ещё о детях 10-11 лет. Итак, играть в ролёвки они уже сами начали. Поскольку принцип Сэга им уже интуитивно понятен, у них появились первые…

  • Дэнжи и дети, часть 8

    Дети 10-11 лет, продолжение О самостоятельности и принятии решений Когда взрослые ждут, что ребёнок станет самостоятельнее, они обычно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • Дэнжи и дети, часть 10 и последняя

    12-13 лет. Этот пост последний в цикле об играх. Потому что с этого момента, внезапно - всё. Они такие же, как и взрослые. После всего, что было так…

  • Дэнжи и дети, часть 9

    Ещё о детях 10-11 лет. Итак, играть в ролёвки они уже сами начали. Поскольку принцип Сэга им уже интуитивно понятен, у них появились первые…

  • Дэнжи и дети, часть 8

    Дети 10-11 лет, продолжение О самостоятельности и принятии решений Когда взрослые ждут, что ребёнок станет самостоятельнее, они обычно…