(Исключения бывают. В «Морозко» афанасьевской версии персонаж впечатляет это существо умными речами, а в толстовской версии - эпической терпячкой; бывает даже, с ним приходится в жмурки играть. Но такие версии не в большинстве).
… Так вот, бывают два рода существ, у которых Простодушный может оказаться на службе, и истории про них несколько отличаются. Первые, чаще славянские, немецкие или там прибалтийские персонажи, - это подобравшие потеряшку в лесу медведь, Госпожа Метелица или Баба-яга, или волшебница Юбаба. Существа насквозь волшебные, внечеловеческие и смертельно опасные для своих гостей. Которые и припахивают их на подсобные работы, хоть с волшебными помощниками, хоть без. Причём угроза убить и съесть неудачника в случае неверного движения может озвучиваться прямым текстом или подразумеваться. Настоящий победный Простодушный со всеми задачами справляется и возвращается домой с наградой, хотя сказка на этом не всегда кончается. Самое смешное, что Простодушные именно в ситуации надежды на «золото» одобрения и особенно - страха перед выговором/увольнением/идиотской социальной ситуацией - творят чудеса. На коленке изобретают методику учёта ресурса, которая нужна всей конторе ещё позавчера. Печатаются в ваковских журналах с первой попытки. Получают 50% согласий волонтёров при обзвоне списка кандидатов. А как они увлечённо учатся, ооо!... Закрепить и развить эти свои результаты, не говоря уж про их монетизацию, им изнутри архетипа нечем.
У такого персонажа могут быть двойники-неудачники, желающие заполучить принесённый результат или добыть такой же, и на них показывается, что именно случится с тем, кто с задачей не справится, а иногда и с тем, кто бедного простодушного из дому выгнал (сказку про Василису здесь стоит читать ровно до того место, когда сгорают мачехины дочки - после этого, если присмотреться, начинается другая сказка). Именно эта показательная гибель неудачников, попытавшихся получить главгеройский или такой же результат, маркирует конец сказки. Когда вы пытаетесь объяснить живущему в этом архетипе, что именно в рабочем проекте успело пострадать и к чему привело несоблюдение им, работничком, штатных протоколов - вы видите напротив сжатые челюсти, сквозь которые прорываются только объяснения, почему существо всё на самом деле правильно сделало и это вы ничего не поняли. Так вот: вы говорите со сказочным персонажем, спасающим свою жизнь. Любая неудача для него смертельна. Про деньги, время, силы и перспективы, свои или чужие, персонаж в этот момент ничего не помнит и не понимает.
Второй вариант квестодателя для Простодушного (встречающийся повсеместно) - царь, поп, на крайний случай - злая мачеха или фальшивый волшебник Гобэй. Это существо вполне человеческое, заинтересованное избавиться от Простодушного, часто по непонятным для него, но не для читателя сказки, причинам. Один из двух тезисов - или «нам не надобны умные, нам надобны верные», или «мне не надо, чтобы плац был чистый, мне надо, чтобы ты задолбался» - в его поведении обычно виден невооружённым глазом. В такой сказке никакой работы по дому не будет, только хардкор: достань за день ковёр или золотого оленя, сходи-добудь с чертей дань /то-не знаю-что/синюю землянику из-под снега. При всей архетипной нелюбви к рутинам, Простодушные с лёгкостью существа, идущего вслепую, оказываются на всевозможных работах, требующих вложения всего времени и сил с ничтожным выхлопом - в бюджетке, в третьем секторе, с ненормированным рабочим графиком и вечным авралом.
Последним (либо единственным) квестом в такой сказке непременно будет прогулка на тот свет, за тридевять земель, в ад или хотя бы к зимним горным духам - но так или иначе, в место, где люди не живут - и где он может встретить существ, подозрительно похожих на его потенциальных квестодателей, если б шёл этот персонаж по первому сюжету. Эти путешествия к бабкам-ёжкам, к чертям, на тот свет, а особенно - опыт смерти главгероя и возвращение из неё - отличительный элемент сюжетов всей триады независимости, только по-разному отражающийся у трёх её архетипов. Обработанные писателями сказки, вроде переделанного «Морозко» или «Двенадцати месяцев», часто теряют суть этого путешествия на тот свет, и главная экспа, которую в этих приключениях собирает носитель архетипа, оказывается изрядно затушёванной. Унылая бытовая правда состоит в том, что прогулка может включать попадание к врачам с клиническим переутомлением или маааленький такой сердечный приступ при попытке переделать все квесты, включая некорректно поставленные и сформулированные с открытым концом. Болезнь - то самое страшное состояние, которого они боятся – и которое их догоняет только влёт. Если у приключенца после этого не включится инстинкт самосохранения и связь с собой, главный секретный элемент жизненной задачи этого архетипа – то обучать его заботиться о себе будут матерящиеся специалисты помогающих профессий. И не факт, что у них получится.
Чего НЕ может случить с Простодушным в сказке?
- Он не может оказаться без квестов и вообще занятия в руках. По жизни в такой ситуации он застревает надолго, не способный продолжить сказку никак, и в конечном счёте едет вниз по чёрным стрелкам, до замкнутого треугольника.
- Он не может получить при помощи своих усилий адекватный им материальный результат - в деньгах, в жилплощади, в безопасной среде, далее по списку. Он даже запросить или представить себе его не может. Потому что как только он это сделает - опаньки, он в следующей сказке.
Но если он так или иначе побывал на том свете, с результатом в зубах или после провала, и вернулся оттуда с внутренними выводами для себя - перед ним открывается путь в следующую сказку.
This entry was originally posted at http://yutaku.dreamwidth.org/355115.html. Please comment there using OpenID.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →