Мечтатель (dreamer_m) wrote,
Мечтатель
dreamer_m

Categories:

Ограничение опыта vs ограничения возможностей

В нашей жизни историческую игру в загадки заменили такие развлечения, как «крокодил», «наводки», «контакт». До них додумываются в подростковом возрасте, годам к 13-14, и играют без всякой «развивающей» подачи взрослых. В последнее время к этим стихийным народным играм прибавились настольные вроде Dixi, Alias и Cluedo. Объясни одним словом слово "акклиматизация" (однокоренные нельзя), нарисуй «обороноспособность», покажи пантомимой «вихри враждебные веют над нами» и определи профессию при помощи футуристической картинки из колоды. Слова, пластика и рисунок кодируются друг через друга в любых комбинациях, метафоры и ассоциации могут быть любого типа и любой сложности, а ответ - вовсе не обязательно бытовой или шаблонный, хотя в игре обычно изначально указывается, какого типа или в какой категории он будет («Это знаменитые люди», «Это одна из девяти комнат, изображённых на картинках» - и так далее).

При этом одна сторона загадывает, другая угадывает – но они ни в одной из этих игр не действуют против друг друга. Эти игры всегда…
1) или команда на команду, когда «загадываешь» своим так, чтобы отгадали они - но не отгадала команда противника, которая тоже тебя слушает;
2) или состязательные, где отгадывающие пытаются найти ответ быстрее друг друга, а загадывающий не играет ни против кого;
3) или кооперативные, где всем отгадывающим надо просто всё угадать и «решить задачу» за определённое время, или просто раньше, чем задолбаются.

Чего там не будет, так это «отгадай загадку, не отгадаешь - я выиграл». Задача не в том, чтобы кого-то запутать по определённым правилам: наоборот, задача состоит в том, чтобы объяснить нечто (иногда сложное!) негодными средствами, чаще всего слишком примитивными на первый взгляд. Я вижу в этих играх кардинальное изменение подхода к сути игры в коммуникацию - а любые игры такого типа - это игры в коммуникацию с другим речевым существом, как бы они ни выглядели и в какую эпохи ни происходили. Современные игры - это не про «найди бытовое своё в абсурдном чужом», это про «точно переведи сообщение из одного кода в другой». Другая задача и другой игровой интерес.

Игравшие в такие игры знают, что хорошее знакомство членов одной команды и её сыгранность - огромное преимущество (именно поэтому школьные турниры по «наводкам» у нас включали и жеребьёвку, определяющую союзников на каждый раунд). Причём знать надо вовсе не особенности быта и хозяйства, общие для вас обоих. Знать - и уметь быстро вычислять в случае незнакомцев - надо привычные ассоциации другого человека; что он считает «очевидным», а что – нуждающимся в объяснении, с каких контекстах он мог встречать загадываемое; что мог читать, смотреть или пробовать - а что окажется ему незнакомым в принципе.

Другими словами, в современной загадывательной игре нет общего бытового опыта, в рамки которого загоняется абсурд. Какой смысл играть в шаблоны быта, если быт меняется быстрее, чем успеваешь моргнуть и выморгнуть? В современной игре надо прямо в процессе найти опыт/контекст, чаще всего более чем с одной попытки, используя ограниченный правилами материал (9 карточек с картинками, с помощью них и загадывайте, что хотите).

Видно, что изменилось в культуре и в чём ключевая разница между старыми и новыми играми?
Хотя загадки традиционного типа, в принципе, я придумать могу, строя их по классическим правилам - и заземлить их в наблюдаемые бытовые реалии. «Сам не ест, всех с четырёх тарелок кормит». «Мячик скачет, в себе булку прячет». «Крутит, а не крутится, греет, а не греется».

Очень просто отгадывать, верно, когда нет необходимости думать за чужую голову? Совсем, слишком просто, да? Прямо как для детей?
UPD: Нет, ни фига не просто, как получается по комментариям. Отмечайтесь, у кого "не получилось", а кто "не стал пытаться", здесь есть разница.


Ни меня, ни многих других не прикалывает придумывать такие загадки достаточно, чтобы играть в их загадывание. Отгадывать трудные загадки, кстати, мы любим обычно куда больше - но только трудные. А играть в «крокодила» - меня именно прикалывает, и я вижу стоящие за этим совершенно иные коммуникативные стратегии и представления о том, что такое «поразмять мозги».

This entry was originally posted at https://yutaku.dreamwidth.org/394405.html. Please comment there using OpenID.
Tags: загадки
Subscribe

  • Эльфийский дом

    Вчера по сумме хождений в гости и смотрения чужих жилищ словила типологический инсайт. (Это про типологию нелюдей; эльфы , о которых речь пойдёт,…

  • Не люди

    Мы только начинаемся после смерти, Которой не видят, которой ещё не знают, Когда посевы промёрзли насквозь, до сердца - А их всё поливают и поливают;…

  • Про собачек

    В записную книжку, на подумать: http://kot-kam.livejournal.com/891715.html Так вот: люди-то очень похоже себя ведут... Малый (по сравнению со…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 132 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Эльфийский дом

    Вчера по сумме хождений в гости и смотрения чужих жилищ словила типологический инсайт. (Это про типологию нелюдей; эльфы , о которых речь пойдёт,…

  • Не люди

    Мы только начинаемся после смерти, Которой не видят, которой ещё не знают, Когда посевы промёрзли насквозь, до сердца - А их всё поливают и поливают;…

  • Про собачек

    В записную книжку, на подумать: http://kot-kam.livejournal.com/891715.html Так вот: люди-то очень похоже себя ведут... Малый (по сравнению со…