Мечтатель (dreamer_m) wrote,
Мечтатель
dreamer_m

Category:

Возвращаюсь к теме загадок

Прошлый пост показал… ну, в очередной раз показал он, что нельзя говорить людям, что что-то просто/легко. Потому что если они после этого не осилят задачу, бегло взглянув на неё, они либо забьют на неё полностью, либо пустятся в длинные объяснения, почему именно у них это «легко» не работает. Неприятно людям не справляться с «лёгким», избегают они этих характерных ощущений. Надо писать, что задача трудная, вот просто эпического IQ требует, у 5% человечества получается всего - тогда хоть попытаются. И у трети-половины получится.

Так вот, традиционные загадки мы, в среднем, не любим и не считаем стоящими. Слишком много вариантов надо перебирать, и всё равно слишком большая вероятность, что картинка в голове у собеседника с вашей так и не совпадёт. Даже если он ваш сосед.

Так было не всегда. Идею, что загадки нужны, чтобы «распознавать чужих», придумали жители современных городов, плохо отличающие традиционную загадку от пароля-шибболета. Пароль-шибболет – это когда человек в аське ставит против ботов контрольный вопрос, основанный на цитате с башорга - и на этот вопрос не может, что закономерно, ответить более интеллигентная часть его знакомых, мир не по башоргу познающая. Традиционную загадку придумали в те времена, когда чужой говорил на другом языке и диалекте (никаких общих литературных языков, даже никакой возможности их распространения), когда чужой одевался иначе, и даже если крой был тот же – родовые орнаменты и талисманы-то у всех разные; когда чужой не мог «вдруг» оказаться на вашей улице. Мегаполисов нет, а внутри посёлка все друг друга знают, как облупленных. А вот тип хозяйства часто был схожим на больших территориях, лишь бы климат располагал и местность. И количество пальцев, глаз и голов у людей и хорошо им знакомых животных было сравнительно устойчивым. Поэтому в загадки попадал именно этот слой реалий: тот, который реально был общим не только для жителей одной деревни, но который с большой вероятностью мог оказаться общим с чужим. Ну, «ошибались», конечно. Жителю севера будет «естественна» загадка про снег, но если он поедет с ней на юг, тоо в конце концов обнаружит, что «снег» и «пальцы» - в разной степени общие вещи.

(В идее «загадки нужны, чтобы распознавать чужих» я вообще вижу тот же миф, что «язык офеней/воровской жаргон придуманы, чтобы чужие не понимали». Это, однако, слегка оффтопик здесь. Расскажу отдельно, если читателям будет интересно).

У нас всё иначе. В нашем мире настолько много разнообразных вещей, что никакое массовое производство и унификация решительно не спасают: вы и ваш сосед пользуетесь разной посудой и гаджетами, носите одежду разного кроя и дизайна и работаете на разных работах, про шаблоны которых не можете простыми словами намекнуть друг другу: образование требуется. Насколько наш материальный мир разнообразнее мира тысячу лет назад? В сотни раз? В тысячи? Во всяком случае, достаточно, чтобы «перебор шаблонов» начал занимать фантастически много мозговых сил. Причём всё равно, с шансами, нужный шаблон так и не найдётся. И… «оно того не стоит».
Если посмотреть в сказочные и мифические загадки, то все вопросы про головы-руки-ноги, домашних животных, дорогу и волны, пиво и местных божеств легко отгадываются персонажами. Даже когда загадка, на наш взгляд, заковыриста и «не берётся». Например:

«Видел я летом
на закате,
приветствовал я
очень веселых:
пили ярлы
молча пиво,
и крича
стояла пивная кружка.
Хейдрек конунг,
подумай над загадкой!»

Загадка в саге проходная, она не вызывает затруднений у отгадывающего персонажа. Современный же читатель чувствует, как плавится мозг. Вот как они это угадывали - авторским произволом?

… Неважно, как. Догадывается, потому что загадка «правильная», с бытовым ответом. В сказке-мифе их все отгадывают так или иначе, они проходные (и в этом смысле автоматическое угадывание - действительно авторский произвол).

Заковыристой, ключевой загадкой или каверзным вопросом в сказке или мифе оказывается загадка другого типа. Задуманный предмет оказывается не простым, а уникальным сюжетным (волшебное кольцо или голова тролля); задуманные слова слышал лишь один человек («Что сказал Один Бальдру, когда тот лежал на костре?»); загаданное имя является тайным именем нечисти (Румпельштицхен) - и так далее. Т.е. сюжетно-значимая загадка обычно нечестная, ненастоящая: ответ на неё не является общим знанием, он доступен только одному из участников игры. А второму приходится вывернуться наизнанку и как следует побегать, чтобы добыть ответ.

Загадка Сфинкса, однако, из этой серии выбивается. Она честная, и она берётся.

This entry was originally posted at https://yutaku.dreamwidth.org/394993.html. Please comment there using OpenID.
Tags: загадки
Subscribe

  • Мелочи жизни

    Вылезаю в сеть, машу лапой. Ссыпаю мелочи, замеченные и услышанные. === Издатель, новому редактору: - Если видишь, что у переводчика странностей в…

  • Ллуиног с Лисьей Горки, часть 13

    Я не умер, я пишу продолжение. Про приключения Ллуинога, Синри и Таль. И про вышедших им в день возвращения навстречу Браудгласа с Браудкинтафом... и…

  • Из культурного кода

    ...По следам недавних разговоров других местах. .... По "Кольцу Тьмы" Перумова и "Чёрной книге Арды" Васильевой и Некрасовой сразу и хорошо видно,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Мелочи жизни

    Вылезаю в сеть, машу лапой. Ссыпаю мелочи, замеченные и услышанные. === Издатель, новому редактору: - Если видишь, что у переводчика странностей в…

  • Ллуиног с Лисьей Горки, часть 13

    Я не умер, я пишу продолжение. Про приключения Ллуинога, Синри и Таль. И про вышедших им в день возвращения навстречу Браудгласа с Браудкинтафом... и…

  • Из культурного кода

    ...По следам недавних разговоров других местах. .... По "Кольцу Тьмы" Перумова и "Чёрной книге Арды" Васильевой и Некрасовой сразу и хорошо видно,…