Мечтатель (dreamer_m) wrote,
Мечтатель
dreamer_m

О приключенческом и сагово-сказочном

В продолжение предыдущего поста.

Чем может заняться персонаж в мире «Круга Земного», то есть на стыке саги и сказки? Сходить в набег, поотбиваться от набега; избавить округу от задолбавшего всех берсерка или компании вымогателей (саговый троп, кстати, особенно "юный храбрец против опытного отморозка"); внезапно в праздник получить в качестве гостей троллей, альвов или цвергов – и изловчиться наладить отношения или заключить хитрый договор; упокоить хлопотных живых мертвецов; разыскать угнанный грабителями скот, завещанный родителем клад на дальнем острове или давно пропавшего родича; вызнать чью-то Судьбу, позволяющую убить неуязвимого колдуна или великана; поучаствовать в кровной мести, охотясь на недруга или организуя защиту своим; повыполнять волшебные условия, выдвинутые невестой; поработать волшебным помощником для… волшебного сущетсва; посудиться на тинге (довольно навороченный социальный квест) - и так далее…

В целом, получается набор, умеренно похожий на то приключенческое фэнтези с «файтером, клириком, магом и вором», которое знакомо большинству из тех, кто в играл в D&D или любые ответвления этой системы. У нас этот жанр обычно никак особо не называется - хотя по сути, это многосерийный приключенческий роман в фэнтези-антураже. А по-английски именно он обычно и имеется в виду под fantasy adventure, если не указано никаких иных примет жанра (а могут быть жанровые уточнения, вроде sword and sorcery или classic).

Но.


Иначе выглядит масштабирование проблемы: она никогда не глобальна (как в эпической фэнтези про спасение мира), и никогда не является «частной личной проблемой одного человека» (как во многих сюжетах «низкого» фэнтези, где одинокий проходимец влипает в авантюры размером ровно с себя). Проблема в игровом мире такого типа всегда размером с семью, род или поселение. Максимум, который я видела-делала - с владения одного местного конунга. И это - фича игрового мира, определяющая его структуру. В отличие от весьма постмодернового приключенческого фэнтези, где персонажи берутся ниоткуда, путешествуют вместе «потому что мы - банда!» и вступают в большое количество одноразовых взаимодействий без длительных социальных последствий, этот сагово-сказочный жанр предполагает наличие у персонажа значимых социальных связей, которые используются в основном сюжете приключения. В приключенческой фэнтези маловероятна ситуация, когда в начале игры на стол выкладывается генеалогическое древо, объединяющее персонажей (и игроков, и ведущего), потому что «без этого квест вообще не решается». Здесь она не только реальна, но и уже бывала :)

Дело в том, что в современном жанровом дроблении негласно предполагается следующее деление: приключения бывают только там, где «я никто и всех вокруг в первый раз вижу», а дома в Шире по умолчанию всё спокойно. Зато зона семьи или земляческих связей отдана жанру мелодрамы или мыльной оперы (или «семейной саги», кстати - этот жанр не случайно так назван же был). Тоже жанр популярный, но несколько иной, и предполагается, что в нём файтеру с магом развернуться негде.

Как только мы берём мир архаичной саги-сказки, нам в первую очередь приходится убирать это современное деление. Нет противопоставления социальных-мирных-скучных домашних дрязг, из которых приключенец рвётся на волю - и весёлого мира встретившихся незнакомцев, где наконец-то происходят яркие, эпичной силы события. Здесь приключения заходят домой, а сам персонаж, отправляясь в «приключения» до соседнего фиорда, постоянно смотрит, кто кому родственник в этом фиорде и что это для него будет значить, если он домой доберётся. А для истинно «одноразовых» взаимодействий надо идти в набег в другую страну. И надеяться, что там не наёмничают родственники твоего соседа, как оно в жизни бывало…

Это весьма архаичный мир без разрыва обыденного и нового, сформированного современной культурой. Мы к этому так привыкли - что вот, я сижу и объясняю тут, в чём прикол, и как делается масштабирование любой коллизии, если у вас родоплеменной строй или вы ещё совсем недавно из него выползли. Это такая специфическая цельность, где не надо бороться с обыденным, чтобы дотянуться до сказочного.

This entry was originally posted at https://yutaku.dreamwidth.org/411334.html. Please comment there using OpenID.
Tags: игрокрафтинг, обзоринг, ролевые игры
Subscribe

  • Ласт-Хоуп, дубль 2

    Питерцы! Повторяю попытку набрать игроков, на сей раз подчёркиваю жанр: детектив, социальная драма. Автор сюжета приключения - Анастасия Гастева…

  • А в это время в Гнальгу

    Вожу по Мивролду команду, отправившуюся к Инаргу и его мёртвым воинам в Гнальгу. Первоначальная цель похода - добыть-украсть и вернуть на родину…

  • Питерцам

    Набираю новую группу игроков, хочу провести миникампанию (вероятно, встреч 10) по Deadlands. "Мёртвые Земли", Аризона, техасский рейнджер с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Ласт-Хоуп, дубль 2

    Питерцы! Повторяю попытку набрать игроков, на сей раз подчёркиваю жанр: детектив, социальная драма. Автор сюжета приключения - Анастасия Гастева…

  • А в это время в Гнальгу

    Вожу по Мивролду команду, отправившуюся к Инаргу и его мёртвым воинам в Гнальгу. Первоначальная цель похода - добыть-украсть и вернуть на родину…

  • Питерцам

    Набираю новую группу игроков, хочу провести миникампанию (вероятно, встреч 10) по Deadlands. "Мёртвые Земли", Аризона, техасский рейнджер с…