Мечтатель (dreamer_m) wrote,
Мечтатель
dreamer_m

Categories:

Дела совсем современные

Моё поколение ещё поймало тот момент, когда играли в пятнашки, казаки-разбойники, резиночку и прочие групповые подвижные игры. Из настольных были всяческие лото, бродилки по цифрам и карты (которые было нельзя и ужас-ужас, но в которые все играли). «Детские ролевые» тоже, разумеется были- мы играли то в мушкетёров, то в индейцев, то в Шерлока Холмса… что попадало в культурное поле, то и перерабатывалось.

Что важно - компьютерные игры мы освоили по времени позже, чем «в мушкетёров» и «в Шерлока холмса». Поэтому игрой-по-умолчанию для нас была социальная игра, где возможности игроков упираются в их физические плюс воображение, возможности персонажей заранее не определены, а правила являются договорными.



Сейчас выросли уже те поколения, для которых игра по умолчанию – это игра компьютерная. То есть компьютерные игры они осваивают, кажется, раньше, чем дочки-матери и казаков-разбойников. Последних часто не знают вообще (но это часть общего тренда вымирания уличных игр, см. книги Осориной те же). В массовом запале борьбы с «вредными, полными насилия и эскапизма компьютерными играми» как-то не принято отмечать, что на самом деле компьютерная игра делает с головой и какие привычки формирует. Впрочем, почему не принято, сейчас будет понятно.

Компьютерная игра, в отличие от социальной ролевой, не допускает:
- договорных правил. Играя в компьютерную игру с с друзьями, вы не можете просто на словах договориться, что сейчас «домики будут строиться за другие деньги и быстрее». Либо в игре есть встроенный редактор, и тогда навык им пользования – технический, а не социальный. Либо вы идёте на форум к авторам игры и ноете-истерите, пока они не поменяют игру, как вам нравится. Договориться с самим компьютером вы не можете. С человеком в НРИ - можете.

- открытых списков возможных действий. Компьютерная программа вообще не понимает того, что она не запрограммирована распознавать. Если в игре можно стрелять, взрывать и класть предметы в рюкзак, это ещё не значит, что в игре можно громко орать, привлекая внимание, тушить огонь или выращивать брюкву. Пока это всё специально не запрограммируют, всё это сделать нельзя. Фактически, компьютерная игра устроена как бюллетень для голосования или ЕГЭ (внезапно?): ты выбираешь только из тех опций, что уже есть. При этом компьютер всегда точен в обработке данных, он не умеет "примерно" и "на глазок". При игре с живым человеком в качестве ведущего можно сделать всё, что вы сумели скоммуницировать ведущему. Ведущий, живой человек, при этом может сделать "примерно" и "на глазок" - зато он хуже, чем компьютер, делает "точно".

Однако люди, выросшие на компьютерных играх как играх-по-умолчанию, периодически приходят в НРИ с ожиданиями, как в играх компьютерных. Или как в настольных не-ролевых, вроде «Каркассона» с «Ticket to Ride». Дайте нам закрытый список возможных действий, без него мы не знаем, что делать. Сначала смотрится страшно, пока не понимаешь, что человеки эти нормальны, просто они делают именно то, что много лет учились делать. Это же и есть игра-по-умолчанию, разве нет? В это месте что классики, что словесники обычно хренеют и делают странные глаза, зато более современные нарративщики понимающе кивают и вынимают готовый протокол опроса игрока, а также - если система вроде PbTA – готовый закрытый список ходов, которые игрок может предпринять. Мы говорим о людях, для которых игра - это по умолчанию делание выбора в ограниченных условиях (а творчество - это такая штука, которая продаётся на мастер-классах или в магазинах в готовых наборах). И «само» оно враз не меняется, только с накоплением опыта и обнаружением, что надо же, списки-то не закрытые на самом деле.

В ряде современных НРИ (нарративных в первую очередь) эту особенность новых игроков наловчились учитывать: им делают специально простые закрытые списки действий для выбора. Например, шпаргалка для драки: обычный выстрел стоит два действия, быстрый выстрел - одно действие, перебежка на 10 м - одно действие, и так далее. И шпаргалки для них, умещающиеся на игральной карте - что, между прочим, оказывается удобно не только им, но и «игрокам с открытыми опциями». Потому что последние используют такие шпаргалки как ориентир, позволяющий быстро и на глазок оценить сложность-длительность-рискованность любого нового, выплывшего в процессе игры действия, и прикинуть, как смоделировать его имеющимися средствами. А «игрок закрытого списка» будет просто пользоваться этим закрытым списком для принятия решений, даже не замечая, что он проделывает в голове иной процесс, чем игроки "с открытым списком". И всем будет ок.

Вообще, в виде закрытого списка в анкетном стиле можно давать самые разные вещи. В этом смысле бланки персонажей для конкретных игр могут быть очень показательны:
- списки навыков (только проставьте рядом галочки, что у персонажа освоено, а что нет),
- списки предметов (чем меньше в игре гейм-механически используемых предметов, тем проще сделать закрытый список прямо в листе персонажа, вот как в «Клинках», например)
- списки имён для персонажа! В смысле, не надо придумывать персонажу имя, просто подчеркните нужное вот в этой строчке. Для тех, кто всё равно сам придумает, эти списки – либо мусор, либо стилистический ориентир. А для тех, кому удобнее не придумывать, а использовать механизм закрытого выбора, эти списки ой как пригождаются.

Продолжу речи потом, как из загородов вернусь. Потому что спецэффекты подход "закрытого списка" даёт особые и забавные.

This entry was originally posted at https://yutaku.dreamwidth.org/413884.html. Please comment there using OpenID.
Tags: игры в жизни
Subscribe

  • Эльфийский дом

    Вчера по сумме хождений в гости и смотрения чужих жилищ словила типологический инсайт. (Это про типологию нелюдей; эльфы , о которых речь пойдёт,…

  • Не люди

    Мы только начинаемся после смерти, Которой не видят, которой ещё не знают, Когда посевы промёрзли насквозь, до сердца - А их всё поливают и поливают;…

  • Про собачек

    В записную книжку, на подумать: http://kot-kam.livejournal.com/891715.html Так вот: люди-то очень похоже себя ведут... Малый (по сравнению со…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Эльфийский дом

    Вчера по сумме хождений в гости и смотрения чужих жилищ словила типологический инсайт. (Это про типологию нелюдей; эльфы , о которых речь пойдёт,…

  • Не люди

    Мы только начинаемся после смерти, Которой не видят, которой ещё не знают, Когда посевы промёрзли насквозь, до сердца - А их всё поливают и поливают;…

  • Про собачек

    В записную книжку, на подумать: http://kot-kam.livejournal.com/891715.html Так вот: люди-то очень похоже себя ведут... Малый (по сравнению со…