Мечтатель (dreamer_m) wrote,
Мечтатель
dreamer_m

Category:

Личная значимость

В продолжение предыдущего поста.

Личная значимость героя в художественных произведениях и играх показывается двумя способами, социальным и территориальным. Способы сочетаются по вкусу.


Территориальный способ - это ввести в текст или в игру пространство, где МОЖНО свободно перемещаться, брать и использовать найденные вещи, а также уничтожать и переделывать всё, что не понравилось (первый тест «контроля» над пространством, который проводят двухлетние дети и незамутнённые игроки в компьютерных играх - можно ли схватить и разнести вдребезги этот предмет или существо? Если да, то я крутой и контролирую это пространство, я – настоящий значимый человек).


Так выглядит изрядное количество фэнтези - дикие леса, горы, пещеры: если вы встретились там с драконом, то 1) он имеет полное право вас съесть и 2) вы имеете полное право его убить и ограбить. Личная значимость обоих участников в такой ситуации не ставится под сомнение! Сравните это с той ситуацией, когда обоим участникам такой коллизии приходится оглядываться на законы и социальные нормы: уровень личной значимости обоих падает с небес на землю. К территориальному же способу относится всевозможная фантастика про космические фронтиры, где ваша маленькая группа далеко от родной густонаселённой планеты, и если у неё какие проблемы - помогать некому, полная самостоятельность. Романтика Дикого Запада (вокруг прерия, в случае бандитов ты или отстрелялся, или не отстрелялся сам, вмешиваться просто некому) - туда же, в эту группу приёмов. Неролевые, стратегические игры в цивилизацию или колонизацию - тоже. А вот хорроры про нашествия злобных инопланетян, колонизирующих или трансформирующих понравившуюся планетку с ненужными им людьми – это перевёртыш данной привлекательной картины личной значимости, поскольку в данном случае не главный герой «осваивает никому не нужные свободные земли, зачищая от всего ненужного», а пришельцы осваивают привычное пространство героя как ничейное, слегка игнорируя его мнение по этому поводу...

Мало того, романтика постапокалипсиса - тоже территориальный способ поднять эту личную значимость, очень важный и интуитивно понятный для жителей мегаполиса (но бессмысленный с точки зрения обитателя посёлка в сибирской тайге). Понимаете, жителю крупного города интуиция подсказывает, что если убрать нафиг эти тысячи и миллионы незнакомых и ненужных ему людей, его личная значимость изрядно возрастёт. Поэтому, хотя мировые катастрофы и уничтожающие полпланеты войны считаются «условно плохим» событием в сюжете книжного или игрового мира, мир после них очень привлекателен для тех, кто не видит более реалистичного шанса отдохнуть от толпы вокруг. А так - пространство порасчистилось, вокруг небольшое количество своих знакомых мутантов, где-то там у следующего оазиса тусуются чужие мутанты, с которыми может договоримся, а может и повоюем… вот и она, личная значимость каждого участника. Идеальный, эталонный приём повышения личной значимости персонажа территориальным образом - это личная встреча главного героя и проблемы/антагониста в пустыне.

Обратите внимание, все эти территориальные приёмы предполагают снижение бытового комфорта для персонажа (помните, с чего разговор-то начинался?). В первую очередь снижение происходит потому, что этот комфорт не обеспечивает никто внешний. И это не ошибка, это важнейшее условие личной значимости, которая про контроль над своей жизнью: иметь возможность не жрать уже наконец ту еду, которую каждый день подпихивает бабушка…

Социальный способ поднятия личной значимости выглядит не так. Социальный способ поднятия личной значимости - это перенести действие в мир царей и выращенных для трансформации мира муаддибов, дать читателю или игроку возможность проассоциировать себя с именной исторической или уже прославившейся литературной фигурой. Роман про Петра I - это всегда не то же самое, что роман про крестьянина тех же времён. Наращивание масштаба действий - помните характерный перумовский троп «а потом герои в знак протеста пошли выносить богов»?
Личная значимость героя при этом определяется подыгрыванием всего его окружения, которое - в самых мэрисьюшных случаях полностью - занято тем, чтобы главного героя подчёркивать и оттенять (своей неизбранностью и несамостоятельностью).

Но это отдельная большая тема (*смотрит на wordcount*), я про неё следующим постом говорить буду.

This entry was originally posted at https://yutaku.dreamwidth.org/418681.html. Please comment there using OpenID.
Tags: личная значимость, философическое
Subscribe

  • Предновогоднее

    Думала, что к 31-му сформулирую какой-то новогодний поздравительный пост. Утро меня догнало сообщениями от знакомых о ещё двух смертях. Всё-таки…

  • ДР

    Сегодня у меня день рождения. А с учётом атмосферы года, провожу я его не на кабинетке, и не на конвенте, и даже не просто с гостями, а с чашкой…

  • Перепост с пояснениями

    Те, кто играет или играл по Savage Worlds, могут знать , что не так давно Pinnacle Entertainment выпустили новую редакцию правил. Хорошая, кстати,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

  • Предновогоднее

    Думала, что к 31-му сформулирую какой-то новогодний поздравительный пост. Утро меня догнало сообщениями от знакомых о ещё двух смертях. Всё-таки…

  • ДР

    Сегодня у меня день рождения. А с учётом атмосферы года, провожу я его не на кабинетке, и не на конвенте, и даже не просто с гостями, а с чашкой…

  • Перепост с пояснениями

    Те, кто играет или играл по Savage Worlds, могут знать , что не так давно Pinnacle Entertainment выпустили новую редакцию правил. Хорошая, кстати,…