Мечтатель (dreamer_m) wrote,
Мечтатель
dreamer_m

Categories:

От Гомера до Байрона

Уфф. Неспешно идёт что-то тема личной значимости. Декабрьский загон и всё такое.

В художественной литературе личная значимость главных героев подчёркивалась со времён устных баек диких охотников, и мы находим там целый спектр методов её подчёркивания.

О чьих действиях больше автор рассказывает (список кораблей длинный, но Агамемнон особенный среди всех).

Чьим желаниям и эмоциям уделяется внимание как сюжетообразующим («захотел царь построить себе дворец», «захотел волк съесть козлят» - чаще всего сюжетообразующими являются не желания главного героя, а желания его антагонистов или квестодателей, кстати, и на этом стоит их значимость в сказке).

Кому выдадут плюшки в середине истории или в конце (вы вот часто видели, чтобы волшебный помощник какие-то награды в конце получил? Я в незначительном количестве видела, но я специально искала. А так, извините, всё только главным героям, и отдельно лжегерою в середине).



Герои и способы показа их личной значимости менялись век за веком, сообразно экономическим и социальным условиям. Герой, пришедший с самой эффектной речью к фараону и так выигравший дело в суде. Герой, замесивший стопятьсот половцев и так защитивший родной город. Герой, отправившийся за Граалем и увидевший-таки его в конце пути. Герой-хороший мальчик, выбравшийся из нищеты благодаря упорному труду и своевременному наследству от волшебным образом появившегося дядюшки… Везде деятельная значимость и социальная значимость имеют свои индивидуальные комбинации.

Теперь я хочу беру и пристально смотрю на тот период, когда стали рассыпаться старые европейские сказки и связанные с ними архетипичные истории (помните цикл по тегу «3 кг яблок от Геперид»?). Так вот, никто по ним в ту пору особо не плакал - сильно позже заплакали - потому что в европейской литературе в это время творилось много интересного. Классицизм в литературе, просветительство с его адовой антихудожественной дидактичностью текстов, выросший в пику осточертевшему классицизму сентиментализм, за ним романтизм… Переход от классицистического культа разума и твёрдой морали к восславлению эмоций был принципиальным моментом, потому что без него вряд ли мог бы появиться такой тип героя как байронический. Чайльд-Гарольда на русскоязычной территории, пожалуй, не очень знают, у нас его полностью затмили Онегин с Печориным. Эти герои прогремели - и не в последнюю очередь особым способом формирования их личной значимости.

Яркое, чёткое их отличие от героев классических, архетипичных - отсутствие осмысленных целей, решаемых в течение произведения. У них иначе построена мотивация - и как, следствие, логика событий в произведении. Герой байронического типа обеспечен («наследник всех своих родных»), образован, красив и обладает изрядной социальной хитростью (которую и в те времена было прилично выдавать за интеллект). Он не ищет себе дом, у него нет проблем с жениться на принцессе (но он не хочет), его никто не травит и не пытается убить. Но этому герою скучно, он не видит смысла достигать каких-то целей. Мир с точки зрения такого героя убог, люди вокруг тупы и омерзительны - а он один стоит среди всего этого, гениальный и недооценённый (а вокруг так и вьются влюблённые женщины).

Действия его довольно точно соответствуют действиям антигероя знакомых тогдашнему читателю жанров: отвергнуть или предать друга, соблазнить и бросить прекрасную даму… Подача такого героя зависит от автора: Чайльд Гарольд серьёзен и трагичен, Пушкин же над Онегиным довольно очевидно смеётся и намеренно в конце истории оставляет его в глупом социальном положении (этот момент будет важен потом, когда буду про Мэри-Сью говорить). Обратите внимание: термин «социопатия» ещё не изобрели, слово «нарцисс» означает совсем не то, что в современных интернетах, и читатели с критиками в ту эпоху видят в княжне Мэри «романтическую героиню», а не «нарциссический трофей».

Байронический герой (имиджный Бунтарь, если брать материалы цикла про яблоки от Гесперид) прогремел, став находкой и изрядно направив мысль литераторов и читателей следующих… уже веков, кстати, время-то идёт! Такой герой, на первый взгляд, очень стремится к личной значимости вида «я сделал», но все последствия его действий а)социальны и деструктивны для окружения (особенно для дружественного окружения, за счёт которого персонаж, собственно, и живёт) и б) не опознаются им же самим как достаточно значимые. Поехать на войну со скуки и там ввязываться в рискованные предприятия, чисто чтобы пострелять? Да, конечно, отличные сюжетики получаются, но всё не то, не то, как же скучно с вами, люди…

От «скуки» у архаической сказки и классической литературы рецепта не было.
Чем заняться герою (антигерою, но кто обращает внимание на такие мелочи), который слишком хорош для этого приземлённого мира?

Продолжение следует.

This entry was originally posted at https://yutaku.dreamwidth.org/420303.html. Please comment there using OpenID.
Tags: личная значимость
Subscribe

  • Ну, поехали

    Электронная версия «Гвиннайда и Медденайда» теперь существует. Само издательство так и не осилило за всё это время сделать заказанную электронку;…

  • Второй транш книг

    Вторая пачка книг пришла. Так что все записывавшиеся на 1+ экземпляр могут сейчас выходить на связь. На электронную версию издательство так и не…

  • Книжное, разное-хорошее

    Про чужое: до меня дошёл наконец мой экземпляр "Я здесь" Аше Гарридо. Роскошная книга, сразу выдёргивает на поверхность всякоразный свой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • Ну, поехали

    Электронная версия «Гвиннайда и Медденайда» теперь существует. Само издательство так и не осилило за всё это время сделать заказанную электронку;…

  • Второй транш книг

    Вторая пачка книг пришла. Так что все записывавшиеся на 1+ экземпляр могут сейчас выходить на связь. На электронную версию издательство так и не…

  • Книжное, разное-хорошее

    Про чужое: до меня дошёл наконец мой экземпляр "Я здесь" Аше Гарридо. Роскошная книга, сразу выдёргивает на поверхность всякоразный свой…