Мечтатель (dreamer_m) wrote,
Мечтатель
dreamer_m

Category:

Дэнжи и дети, часть 3

Продолжаю серию

Итак, ребёнку 6-7 лет и он уже целый настоящий школьник, если в наших реалиях. Он уже может заниматься одним делом не пятнадцать минут, а целые офигенские полчаса – особенно если взрослый постоянно помогает ему удерживаться в процессе, хоть учебном, хоть игровом.



Одна из самых заметных подвижек, происходящих примерно в этом возрасте, это интерес к играм «на выигрыш», в которые дети отлично выучиваются играть друг с другом, без взрослых - а со взрослыми просто быстрее и эффективнее. Поколения назад это были скорее игры подвижные, пятнашки и вышибалы, в современных малопрогулочных городских реалиях игра чаще окажется компьютерной или настольной, вроде «Каркассона» или обычного домино. Но не ролевой, если не считать «казаки-разбойники» отыгрышем роли. Когда дети 6-7 лет играют в ролевую игру сами, без руководства взрослых, то они будут играть а) без математических моделей, б) без оговоренных правил по выигрышам, в) без ведущего, организовывающего общее воображаемое простанство.



Если четырёхлетка катает кубик, потому что ему нравится катать кубик, то шестилетка катает кубик, чтобы на нём выпали определённые цифирки. В голове устанавливается концепция победы в игре как самоценного способа провести время, и концепция эта ещё долго будет теперь усложняться и развиваться. До кооперативных игр («мы вместе против проблемы»), кстати, в этом возрасте дети сами додумываются редко, и вряд ли станут играть в них своими группами, если взрослые специально идею не подкинут и не покажут образец. Кооперативная игра для шестилетки - она про строительство домиков из песка, без сюжета и победных очков, но никак не про «совместный выигрыш у ситуации» (так чуть не до 12 лет будет). Детей в этом возрасте можно попробовать специально научить «играть вместе против задачи», иногда работает. Но не расстраивайтесь, если окажется, что он ИЛИ готов сотрудничать, ИЛИ заинтересован быть расчётливым и внимательным. Не всё сразу.

Ещё они часто делают рывок в сторону словесного любопытства и разговорчивости, возраст «почемучки» - как раз настал. Надо сказать, для меня и вряд ли только для меня их вопросы часто сплошное расстройство: ждёшь весь такой умный вопроса вроде «почему рыба не тонет», а спрашивают «что круче, лимузин или лексус?». А это просто признак подхода следующего этапа, освоения дискурса - тема следующих серийНе все дети одинаково любопытны или азартны, но в целом именно с 6-7 лет их уже реально массово, организованно, группами учить арифметике, простым техническим и практическим процессам - от азов готовки до присмотра за домашней птицей или письма от руки, смотря что принято в данной культуре. Дети теперь момента умеют изучать деятельность опираясь не только на подражание, но и на словесное описание, сосредотачиваясь на конкретных процессах и результатах. Им теперь есть чем это делать, это временно для них становится очень важно. Собственно, младшая школа как социальное явление возможна и хоть как-то как-то работает именно благодаря тому, что в этом возрасте человек временно 1) начинает верить в интеллектуальную познаваемость и описываемость мира и возможность получить эти знания у другого человека, в обход ролевой-подражательной модели, 2) становится расчётлив и энергичен там, где есть пространство для конкуренции с другими детьми. Потом это будет ещё несколько раз меняться. И не забываем делать поправку на индивидуальные особенности ребёнка.

В результате ребёнок может начать офигенно играть в неролевые настолки, расчётливо и с тактикой, выигрывая у умных и опытных вас. При этом он может с сомнением и без интереса относиться к тем, кто вместо выигрыша ИЛИ ценного практического знания предложит что-то другое. Из-за этого такой разброс в рассказах родителей о том, что получилось при попытке познакомить шестилетку с настольными ролевыми играми. Кто играет в сложные игры с драмой, длительной коммуникацией или обсуждениями - что типично, например, для «вампирского маскарада» или детективного жанра целиком - те чаще отмечают, что ребёнку неинтересно. Увы. Порой - люто неинтересно и раздражительно, и при виде занимающихся этим взрослых он пытается их отвлечь и занять собой.

Особенно обидно бывает с этим сталкиваться, если ребёнка уже вывозили на полевую ролёвку, там он бегал и вроде как включался в происходящее. Однако за столом, в беседе это всё почему-то не работает! Причина: в лесу пространство перемещения персонажей – реальное, а действия наблюдаются, а не воображаются по описаниям. В игре за столом надо слушать окружающих, чтобы по их описаниям определять происходящее, а затем вносить свою лепту в таком же описательном формате. Разница огромна. Чтобы чувствовать себя супергероем, сидя за столом с чашечкой чая, надо задействовать НЕ ТЕ куски мозга, что активны, когда вы бегаете по лесу в костюме бэтмена. Ребёнок в этом возрасте уже освоил родной язык, но не освоил ни дискурс, ни сложных коммуникативных навыков.

Бывает и вариант, когда ребёнку в целом интересно наблюдать за играющими взрослыми, но он не пытается в этом участвовать. В процесс взрослой коммуникации он не включается, ему сложно и непонятно. Как много он на самом деле из этого вынес и чего именно - становится видно только после, иногда неожиданным образом.

Из жизни. Взрослые играют в похождения египетских богов. Шестилетка играет поблизости, собирает паззлы, но заметно прислушивается - особенно когда в игре возникают понятные ему динамичные эпизоды, вроде «Сахмет рассердилась, превратилась в львицу и пошла всех загрызать». Периодически носится по всей комнате в порывах энтузиазма и с мяуканьем запрыгивает на маму... в общем, картина бытовая и никак не выдающая, что ребёнок понимает происходящее или хочет тоже поиграть вот в это. Тем не менее, когда взрослые расходятся, ребёнок начинает бомбить маму рассказами о богине-кошке: как её зовут, где живёт, чем занимается. А ещё через пару лет подрывается изучать всё, что под его возраст можно найти про Древний Египет.
Обратите внимание, пожалуйста, на отложенность эффекта: она штатная. Ребёнок не может включиться в процесс такой сложности сразу, в процессе живого диалога, но он перерабатывает яркие впечатления потом. И обратите внимание на то, что ребёнок не попытался включиться в игру ещё одним участником-актёром, а стал «режиссёром» для отдельного своего мирка. Это тоже - в рамках возрастных особенностей: дети и в 4-5 предпочитали управлять не одним персонажем, а всем миром, и сейчас они ещё такие же. Подождите, до осознанного актёрства ещё не доехали. Ещё отрастёт потом.


Те же взрослые, кто предложил детям этого возраста очень-очень примитивный сюжет и rollplay (который противопоставлен roleplay в народном юморе), имеют в среднем больше шансов увидеть, что дети включились прямо на месте. Играют, лезут в подземелье, которое им указали, кидают кубики, убивают гоблинов. Ребёнок будет при этом примерно настолько же расчётлив и азартен, а также равнодушен к мнению гоблинов, насколько он обычно расчётлив в карточной или фишечной игре. Сюжет ему предпочтителен простой (отдельно про сюжеты ещё напишу), а все стратегически важные решения по-прежнему должен принимать кто-то взрослый, как это было с младшими детьми в предыдущих постах. Если переложить принятие решений на детей, то в любой момент может обнаружиться, что персонажи нашли нору, спрятались, ждут и не выходят - а дети-игроки смотрят на взрослых и ждут, что те скажут. Это будет пат. Они ещё не умеют даже устроить «белый совет» или «покупку лошадей», ка это делают в час сомнения взрослые. Применение взрослого-подсадной утки всё ещё актуально, равно как и техника «ведущий сам говорит группе, куда она идёт».

Сколько ребёнок себе из игры «закидай дракона цифрами на кубиках» уяснил и что про персонажей дофантазировал - зачастую становится ясно только после окончания собственно игры, когда ребёнок начинает фонтанировать впечатлениями. Внезапно, он может рассказать очень много! Оказывается, что к выигрыванию на кубах для него вовсе не свелось: просто недостаток артистизма в процессе он выплёскивает яркой обратной связью потом.

Отдельно буду говорить про сюжеты игры и «во что» дети играют, потому что тема большая и ни в какой один пост не влезает.

Продолжение следует.

This entry was originally posted at https://yutaku.dreamwidth.org/463318.html. Please comment there using OpenID.
Tags: дэнжи и дети
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments