Мечтатель (dreamer_m) wrote,
Мечтатель
dreamer_m

Category:

Дэнжи и дети, часть 6

Ещё немного о 8-9 летних


Player agency: ещё не отросло.

В НРИ-игрострое есть ходовой термин player agency – агентивность игрока. Это такой общий параметр, который в целом рекомендуют постоянно повышать для улучшения качества игры. Player agency настолько высока, насколько игрок имеет возможность 1) принимать решения за своего персонажа (а не крутить скриптовые ролики), 2) влиять на игровой мир своими решениями-действиями и 3)получать достаточно информации для принятия осмысленных в рамках игрового мира решений. Низкая player agency: вы смотрите фильм и никак не влияете на события, но при этом вам всё время говорят, что это про вас и что последствия событий фильма - ваши и вы сами виноваты. Принцип «достаточно большой player agency» разработан для подростков и взрослых, работает обалденно. Люди любят принимать значимые решения в своей жизни.



Player agency никогда не надо держать на 100% (=игровой мир полностью пассивен и не преподносит никаких сюрпризов), но она должна быть достаточно высока, чтобы сохранялась безопасность коммуникации между участниками игры. Дело в том, что если ведущий навязывает игрокам сюжетные ходы (не завязки!), которые те не могут даже попытаться предотвратить или изменить («нет, вы не можете обойти засаду бандитов, так неинтересно, вы в неё всё равно попадаете») - а потом всё хреново кончается (бандиты убили персонажей игроков), то игроки закономерно решают, что игра говно, а мастер сами понимаете кто. Шулер-выигрыватель, короче. Который всё подстроил, чтобы поглумиться и испортить другим жизнь.

В норме, для взрослого, завязка сюжета - это тот внешний привет от мира, на который он не может повлиять. А дальнейшие сюжетные ходы - проявление его воли в ситуации наравне с волей других участников.

Всё это не касается детей 9 лет и младше!

В силу возрастных особенностей они player agency вообще не умеют: ни как игроки, ни как ведущие. Их жизненные стратегии как раз рассчитаны на ситуации, когда у ребёнка вся жизнь – это впечатления, но не воля, а его поведение «не считается» на уровне последствий. Принятие решений обеспечивает мама, которая сидит рядом и делает с ребёнком уроки. Ой, простите, ведёт его персонажа через подземелье. Конечно, разница огромная, как можно было сравнивать…
Соответственно, как видят дети роль взрослого (ведущего) в любой не рутинной ситуации, где взрослый вообще есть: сделать из непонятного и неудобного хороший результат и всем раздать. А дети его делить будут!… Даже если ребёнок уже потерял в этом возрасте доверие к
распределительной иерархической системе - в школьных реалиях, например - взять player agency он не сможет, даже если ему дать, проявляя доверие и таким образом, в сущности, показывая, что ты не «выигрыватель». Восьмилетка не факт что распознает сути этого поведения, это более взрослый ход. Если, конечно, говорить о взрослых, которые сами не провалились обратно в восьмилетку (например, в условиях недостаточной информированности + невозможности повлиять на ситуацию + объективно падающих плохих исходов и неудобств + внутреннее согласие самого взрослого откатиться в этот режим).

Что такое хорошо, или о настоящих героях

В отсутствие представления о ценности принятия решений и влияния на мир, ребёнок 8-9 лет иначе определяет то, что такое герой в игре, во что же мы играем и что такое хорошо. Герой - это вовсе не тот, кто преодолевает трудности или разрешает сложные коллизии. Помните, в младшем возрасте им было важно как можно больше движухи - кидать кубики с размаху, переставлять фигурки по полю?

Самый хороший герой, образец для игры – это самый подвижный и внешне-деятельный, а также громкий персонаж (как тут Проппа не вспомнить! в рамках описанного им жанра подвижен только главный герой, все остальные персонажи статичны). Вот пример в этой ветке: https://dreamer-m.livejournal.com/521365.html?thread=7065237#t7065237 . Главные герои - вирусы, самые активные герои истории, победители человечества. В них и играем. Кого волнуют эти врачи или больные? Они же ничего интересного НЕ ДЕЛАЮТ!

Так вот, в 8-9 лет эта более ранняя схема дополняется тем, что геройский способ действия распространён и на социальные взаимодействия, причём последние даже куда важнее. Эффект тем заметнее, чем меньше ребёнок гуляет и осваивает технические навыки - и чем больше он сидит с другими детьми в запертом помещении и делает заведомо не дающие полезного результата вещи (см. взыкование, по тегу «обучение» в этом журнале). Если бы у меня и у вас была возможность набирать детей из таёжных промысловых посёлков - которых как раз начинают осторожно в лес на охоту с собой брать в этом возрасте, - мы видели бы другую картину и обсуждали бы другую проблематику. Но работаем с чем есть.

Голдинг в «Повелителе Мух» описал не детей на необитаемом острове. Он описал хорошо знакомое ему поведение детей в приличной закрытой школе. Но взрослым часто приятнее читать и думать, что всё наоборот, и запереть детей в школе покучнее с преподавателями - способ уберечь их от "дикарского" поведения.

В 8-9 лет «герой, хороший, настоящий, чувствующий себя человеком» - это тот, кто может объективировать всё вокруг, которого поддерживает толпа или ближайший взрослый и которому никто не мешает. То есть тот же вирус из примера выше, но уже социально-успешный. Всем невирусным в скученном детском коллективе жить нервно и неудобно.Заготовка для мэрисьюшных персонажей уже хорошо видна. Персонаж, который идеален и сразу успешен по факту любого дрыга, причём это полностью обеспечивается за счёт поддерживающих его окружающих? Да, заверните. Возрастное сплелось с культуральным в тесных объятиях. Даже героическая гибель персонажа в игре возможна только там, где есть восторг зрителей и где *нет места* для эмоций его убивших. Вообще, эмоция - и мнение - есть только у одной стороны в любом конфликте. Знать и понимать про драму и трагедию человеческого существования дети при этом могут не так уж мало. Но играть и действовать могут только там, где эмоция поддержана извне - и является, некоторым образом, «дающей социальный выигрыш»…

Дорогие взрослые ведущие! Видите, какую роль вам предлагают при этом в игре? Вы подготовили красивый игровой мир, продумали выразительных НПС, варианты развития сюжета, встроенные мини-игры… Но если группа 8-9-леток хочет играть и заинтересована в том, что вы надеетесь сделать ролевой игрой, то она будет с вас, как со взрослого, добывать внимания, эмоциональной поддержки, подтверждения права на агрессию и поощрения самым «вирусным» участникам. В рамках морали группы, неспособной к самостоятельности и продуктивной деятельности, самых больших плюшек заслуживает тот, кто круче набуйствовал и избегнул негативной обратной связи. Он и есть настоящий человек… Дети, по любым причинам сформировавшие к этому возрасту более сложную этику, делают из таких игр ноги. А играть иначе они сами ещё не умеют. Вот сидеть и выражать недовольство - это пожалуйста. И ваше счастье, что на игру вы не будете собирать детей по 6+ штук, там ещё и динамика крупных групп прибавится, и эффект толпы. Чем меньше детей у вас в группе - тем легче превратить это хотя бы в рассказывание сказки или в варгейм. Вдвоём-втроём они вменяемее.


Моё личное мнение: не надо им в этом возрасте НРИ. Сказку на ночь им уже не так интересно. Настоящую НРИ - рано. Половина сама играть не хочет, половина хочет, но использует игру как способ получения одобрения взрослого для насилия над другими детьми. Пусть лучше чем другим занимаются, у них сейчас топовый возраст для освоения других вещей. Зачем его тратить зря.



И хватит про 8-9 лет. Следующим постом про десятилеток будет.

This entry was originally posted at https://yutaku.dreamwidth.org/464719.html. Please comment there using OpenID.
Tags: дэнжи и дети
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments