Мечтатель (dreamer_m) wrote,
Мечтатель
dreamer_m

Categories:

Дэнжи и дети, часть 8



Дети 10-11 лет, продолжение

О самостоятельности и принятии решений

Когда взрослые ждут, что ребёнок станет самостоятельнее, они обычно надеются, что сгрузят с себя хоть часть бытовых завалов по уходу за ним: что он сам начнёт делать уроки, прибираться в комнате - в общем, делать всё то, про что до сих пор или ныл маме он, или ныла мама ему.
Происходит совсем другое. Обнаружив в себе агентивность и найдя в ней определённую ценность (происходит примерно в этом возрасте), киндер, до того целыми днями нывший вокруг мамы, обижается на неё и уезжает нафиг к бабушке. Городским транспортом и сам, как большой. А детка, с которой приходилось сидеть за уроками, потому что ей было непонятно, теперь сидит и слушает музыку, а делания уроков избегает особо художественными методами. Самостоятельно и никого не беспокоя.


В школе этот переход к средним классам совершенно переломный: если до того дети бодались за внимание учительницы, то примерно в этом возрасте они потихоньку на неё перестают обращать внимание и утыкаются в гаджеты под партой. Малыши учиться вроде и хотят, всеядны они в этом деле невероятно - но не могут. А подростки могут, но не хотят. И не всеядны. Это теперь навсегда, у взрослых будет только хуже. Младшеклассник может учиться «дистанционно», только если рядом сидит мама и непосредственно обеспечивает течение процесса. А старшеклассник учиться дистанционно может, но не видит смысла.

Для настольных ролевых игр, товарищи, это означает, что если вы его до того, в 8-9 лет, пытались «приучать» к ним, то в 10-11 лет или чуть позже он с большими шансами от них откажется как от времяпрепровождения. Потому что оно детское, его навязывают детям взрослые - а значит, ловить там нечего. А если вы вопросом не интересовались, или отодвигали его - мол, тебе ещё рано, не мешайся - он отправится в них играть. Причём не с вами, а со сверстниками. Причём ещё и не сочтёт важным что-то вам про это объяснять.

То, что у подростка отрастает примерно в этот момент – это способность «переворачивать» детскую схему активности. Помните, мелкие дети охотно экспериментировали там, где мама контролирует ситуацию, в понимании детей - и тупили там, где мама её не контролирует, а ведёт себя неопределённо? Теперь будет наоборот: подросток замирает, сворачивается и сопротивляется подпиныванию его там, где взрослый контролирует ситуацию. Он в ней ни на что не надеется и не видит выгод от активности, развиваться там некуда. Но он активизируется там, где «мамы», в его представлении, нет или она проявляет неуверенность. То, что подросток в этой области сам порой в первый раз, мало его смущает. Это и потом у людей не проходит: в области, в которой человек вообще не разбирается, его самооценка на старте куда выше, чем там, где у него есть некоторая практическая компетентность.

При этом качество решения может быть любым: экстаз киндер испытывает уже от самого факта нахождения на фронтире и объявления, что он делает. Вот пример реализации, в комментах был, прямо отличный: https://dreamer-m.livejournal.com/521663.html?thread=7067583#t7067583. Игроки друг с другом не конкурируют - они то друг другу помогают (в меру почти отсутствующих навыков кооперации), то пытаются реализовать внутренние душевные порывы своего персонажа по изменению мира. Ну, как умеют, так и делают… «Страшные» темы или «опасные» последствия их в этот момент не смущают от слова вообще.

Фантазия как модель

Примерно в шестом классе я, отболевши очередным ОРЗ, вернулась в школу и с огорчением обнаружила, что полностью пропустила устроенную одноклассниками войну Алой и Белой Розы. Зато теперь все делятся по греческим богам. Но всех интересных уже поделили, мне как проболевшей Деметру оставили… Я некоторое время выясняла, в чём состоит игра - но игровых действий как таковых было мало. Просто поделили между собой богов и порассказывали всякое разное, кто чем знаменит и кто бог чего. Хватило тоже меньше чем на две недели, перешли потом на что-то ещё.

Игру живого действия мы у детей «видим» чаще, она заметная. В них современный подросток не отличается ни от персонажей Астрид Линдгрен, ни от геродотовского Кира и его сверстников, которые разок так «в царя» поиграли, что реальный царь Астиаг потом лично определял, была ли это злостная неигровуха.

Словесные игры гораздо менее приметны и эффектны для внешнего наблюдателя, а также почти никогда не приводят к эксцессам. Просто дети начинают совместно что-то обсуждать, при этом фантазируя. Им интересно друг друга слушать и додумывать то, что начал другой. Раньше они так не делали! Девятилетка уже вполне готов участвовать в среднем сетевом сраче для выяснения, кто прав, и способен высказать своё мнение в любой политической дискуссии до победного конца. А одиннадцатилетка уже может втянуться в общение на соционическом или психософском форуме, где не столько препираются и «выигрывают», сколько обсуждают прикольненькие теоретические модели человека, и без великих душевных травм легко меняют мнение, если получившаяся новая модель эстетичнее выглядит. Способность моделировать-думать отделилась от социальной самооценки, а изменение мнения больше не приводит к краху внутреннего «я»!.. Есть только важная разница: подростки прекрасно знают, что они играют. А умученный неврозами взрослый всё пытается и пытается получить из этих игровых моделей практические результаты.



Примерно в 10-11 лет киндеры начинают обращаться с информацией образом, который был для них совершенно нехарактерен в детстве - и который вообще делает возможным обучение в «академической» средней школе, где есть масса теоретических предметов, намеренно и напрочь отвязанных от практической деятельности. Им становится интересна теоретическая модель - процесса, события, мироздания - на основании которой впоследствии можно будет что-то сделать… Потом. Сейчас и так прикольно. В том, что лично они могут что-то с миром сделать, приняв решение сами, а потом со временем смогут ещё круче, подростки уже не сомневаются: см. первую часть поста, про способность принимать решения. Вот сейчас они потренируются быть царями, а следующем возрасте пойдут менять мир. Может, даже слаженной компанией. В 11 лет модель, прямо скажем, ещё не очень сложная и детальная, а план обзаведения ездовым драконом и личным островом с дворцом не продуман толком - но лиха беда начало. В 14 лет будет куда круче.

Согласно официальной концепции образования, эту новообретённую способность психики средняя школа должна всеми силами направлять в полезное русло, переключая подростков с попыток поиграть «в царя и его свиту» на освоение физики, химии, истории-в-официальной-подаче и прочих одобренных минобразом областей. А чтобы мотивировать и увлечь их, надо нарассказать, как им это страшно поможет во взрослой жизни… Что получается на практике, мы в быту видим. Реально же, разумеется, в психике эта штука в виде подростковой игры развивается затем, чтобы двуногое без перьев отработало психическую базу для самостоятельного построения сложной деятельности - от «сходить на охоту» (очень навороченная конструкция, от подготовки снаряжения до заготовки добычи в конце) до «отремонтировать квартиру» (без комментариев). Только технических навыков для этого никогда не достаточно, нужна куча эмоциональных и интеллектуальных движений - от «представить примерно конечный результат и ЗАХОТЕТЬ его» до «уметь делать поправки, когда что-то пошло не так и мы это заметили».

Вот вcё это подростки и начинают отрабатывать. Обратите внимание, что для ролевой игры этого типа кубики, лут, опыт и прочие атрибуты «днд-образной игры классического типа» (порождения второй половины ХХ века) вообще не обязательны.

Идея сходить и добыть мамонта подросткам становится привлекательнее, чем стать первым в очереди на мороженое от мамозаменителя. Мамонт круче! Поэтому они наконец-то начинают меньше конкурировать и больше заниматься внутренним процессом, базирующися на увлечённости и интересе к задаче. Найти тайное сокровище или справиться с трудным делом сейчас временно интереснее, чем выиграть у другого ребёнка.

А у кого увлечённости нет и надежды добыть мамонта тоже нет, по любым причинам - те будут «выигрывать» у ближнего своего и дальше. И тащить «выигрывательное» поведение вперёд по жизни..

В общем, умеют одиннадцатилетки уже многое и играть с ними вполне можно. В следующем посте попытаюсь показать, чего они ещё НЕ умеют - и почему у ведущих, которым вы своего десятилетку привели на конвент в качестве игрока, такое странное выражение лица бывает…
Tags: дэнжи и дети
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments