Мечтатель (dreamer_m) wrote,
Мечтатель
dreamer_m

Categories:

Дэнжи и дети, часть 9

Ещё о детях 10-11 лет.



Итак, играть в ролёвки они уже сами начали. Поскольку принцип Сэга им уже интуитивно понятен, у них появились первые ведущие из своей среды (сначала - очень мало, в позднем возрасте станет больше), и основная функция ведущего - обеспечивать те стороны игрового мира, которые являются загадкой-задачкой для остальных участников. Функция арбитра в спорах для ведущего вторична, как ни странно. Чего они ещё не умеют?


У них ещё не отросла концентрация и выдержка, связанная с произвольным вниманием. С этим вы ничего не сделаете, оно до 12 лет растёт примерно до применябельного сосояния. У девочек в среднем чуть быстрее. В игре получается всё то же, что в школьной учёбе, и с теми же спецэффектами.

Тут вы тоже ничего не сделаете. Девочки в 10-11 лет не просто обогнали мальчиков по росту. Мальчик в этом возрасте гормонально ещё как восьмилетка, а у девочки уже в 11 лет могут быть месячные. Созревание нервной системы и эмоционально-волевого контроля идёт в параллель всему этому. Поэтому там, где у девочки хватит внимания и терпения отследить всю детективную линию, осмыслить проблему и в конце предложить решение именно для этой проблемы, пусть даже странноватое - там с мальчиками вы в среднем чаще будете попадать в ситуацию, где он два часа бегает и орёт «бордель! бордель!», потеряв всякую память о том, во что играем и зачем мы вообще тут сидели. Чувствовать себя он, кстати, будет при этом лучше и более умным молодцом, чем девочка, потому что находится при этом в дискурсно-одобренном режиме, в отличие от неё.

В 10-11 лет также ещё не отросли две вещи, связанные между собой: способность к долговременному планированию и способность координироваться между собой при выполнении сложных задач. Органическая база у подростков для этого будет уже скоро, ждите буквально пару лет (у девочек в среднем раньше). Развивать и совершенствовать это можно потом всю жизнь, а пока важно дождаться момента, когда этого в голове будет достаточно, чтобы с этим самому подростку стало интересно играть. Для эталонной игровой команды «файтер, клирик, маг и вор» желательна хотя бы вторая часть этого пакета; для долговременной кампании, построенной не по принципу комикс-сериала, а с какими-то внутренними связями между разновременными событиями и с долгосрочным развитием персонажа, желательна первая.

Они не будут пытаться координироваться между собой взрослым способом, пока у них не закончится онтолингвистический возраст освоения дискурса, длящийся примерно с 7 до 12 лет. Пока они осваивают социокультурную и классификационно-иерархизованную сторону языковой деятельности, она у них в фокусе, места в голове под общение в малой группе и координацию в совместной деятельности слишком мало. Ждите просто 12-13 лет. Это примерно тот возраст, когда им, по биологической конструкции, «в лес на охоту пора».

Пока этого нет, одиннадцатилетки играют немножко как психопаты: ценят экстрим и фронтир, действуют каждый за себя, как в одиночестве, очень эпизодически замечая друг друга; лихо принимают решения за себя и за всех на свете; не беспокоятся о грядущем. А когда начинают беспокоиться, перестают играть, и тут вы их не уговорите. При этом они совершенно не обязательно агрессивны и антисоциальны! Особенно если последовать мудрому решению девочки из истории, выложенной два поста назад, и своевременно «прогнать всех пвп-шников» (а также троллей и прочих, пришедших именно ради возможности внести деструктива в процесс).

Подбор подходящих для этого возраста игровых систем и сеттингов выглядит примерно так. Фронтирно-экзотический сеттинг, от постапока до археологов в джунглях, ИЛИ что угодно, что родители запрещают или агрессивно не понимают (самый ценный элемент - чтобы было ощущение «мы без взрослых», «в этом мире мамы нет или она сама не справляется»). Видите, как маме трудно оказывается выбрать книжку для ребёнка в этом случае? Математическая и техническая сложность системы вообще не играют роли, зато желательна её модульность, чтобы любым конкретным элементом можно было воспользоваться без понимания, как устроена система в целом. Сюжеты желательны однолинейные, без особой романической полифонии линий и параллельных действий многих персонажей. Таких приключений выпускается очень много, потому что взрослые и потом часто продолжают это любить: просто, незамысловато, брутально. Способность кайфовать от пересечения и параллельного развития сюжетных линий коррелирует со способностью и желанием планировать и координировать сложные действия. Без последних особенностей психики это просто не прикольно - и не понятно, зачем. И ни в коем случае не предлагайте поиграть в кого-то младше или слабее себя! Только в могучих, умных, взрослых, можно в монстров или богов, можно в анимешных старшеклассников-ниндзя. Им это правдо ближе и понятно, зачем.

Моё мнение: в идеале, в 10-11 лет детям бы друг с другом играть, а не со взрослыми. Не достанут хорошего рулбука - будут играть в словеску, абы какую и как смогут. Но если вы заперты с ними в квартире и сверстников в доступе нет, то вполне можно попробовать их поводить. Фронтир, постапок, мифические монстры с ночного потолка, годзилла в родном городе. Они сориентируются и с удовольствием что-нибудь поделают. Правда, взрослые рядом с ними не факт, что поиграют и расслабятся. Пустырник держите под рукой.

Окончание следует
Tags: дэнжи и дети
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments